Изображение русского барства в романе «Дубровский» (А.С. Пушкин)

Изображение русского барства в романе «Дубровский» (А.С. Пушкин) Сочинения по литературе

Изображение русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский» имеет большое значение, многие писатели того времени обличали вседозволенность и безнаказанность действий помещиков, их несправедливое, а часто даже жестокое отношение к своим крестьянам. Автор изобразил в своём романе два непохожих типа барства, к каждому из которых и принадлежали главные герои.

Роман А.С. Пушкина начинается с описания «настоящего русского барина» Кириллы Петровича Троекурова. Он был очень состоятельным человеком, который занимал высокое положение в обществе. Автор описывает обычаи, заведённые в его зажиточном имении. Кирилла Петрович предстаёт перед читателем как необразованный, деспотичный и надменный барин, отличающийся своей грубостью и жестокостью. Он с пренебрежением относится к своим крепостным, он считал их всего лишь вещью, которой можно воспользоваться. Для него не имели никакого значения их страдания и несчастья, да и дальнейшая судьба в целом. Это просто прислуга, не имеющая права на чувства и желания. Троекуров заботился только о собственной персоне, поэтому любил хорошо провести время, веселье занимало основную часть его жизни. Вот только развлечения были очень своеобразными, он получал наслаждение от чужой боли и страха. Ему нравилось унижать других, чувствовать собственное превосходство и чью-то зависимость от своей воли. Например, он любил наблюдать, как будет вести себя человек, запертый в одной клетке с разъярённым медведем. Если у человека получалось выжить в схватке с голодным хищником, он получал барское расположение. Троекуров считал, что имеет полное права распоряжаться человеческой жизнью, подобно Господу Богу. Больше всего страдали от самодурства своего хозяина, крестьяне Кириллы Петровича, они под его опекой жили хуже, чем собаки на псарне. Не знавшим уважения и заботы крестьянам ничего не оставалось, кроме как взять поведение барина за основу, поэтому также бездушно относились к тем, кто хоть как-то от них зависел. Они действительно гордились богатством и положением Кириллы Петровича. А своим хамством по отношению к другим господам они старались заслужить хозяйское поощрение, они пытались добиться расположения Троекурова любым способом.

К полностью противоположному типу барства принадлежал Андрей Гаврилович Дубровский – небогатый дворянин, зато честный и достойный. Одним из его главных жизненных принципов была справедливость, поэтому крестьяне любили и уважали его. Как хороший помещик он был строг со своими крепостными, но никогда не обижал их без причины и принимал непосредственное участие в их судьбе. Беспокойство за собственных крестьян не мешало ему следить за своим хозяйством и держать всё под контролем. Дубровский никогда не превозносил себя над всеми остальными, ко всем принятиям решений относился ответственно и рассудительно. Крестьяне ценили заботу своего хозяина, они знали, как сильно им повезло, поэтому искренне горевали после его гибели. Так сильно грустить можно только о близком человеке, который занимал особое место в твоей жизни. Крепостные понимали, что попадут в руки к Троекурову, поэтому предпочли лесное разбойничество такой судьбе.

Оба барина принадлежат к одному сословию, но так по-разному относились к простому народу, к тем, кто усердно служил им на протяжении многих лет. А.С. Пушкин выступал против крепостного права, но в данном романе он показал, что дело не только в государственных законах, а и в самом человеке. Дубровский придерживался общепринятых устоев, но был добр к своим крестьянам и они любили его за заботу. Хороший человек создаёт вокруг себя благоприятную атмосферу для окружающих, поэтому, прежде всего, необходимо менять самого себя, а не весь мир.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 22 оценки, среднее 4.27 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий