После прочтения рассказа А.П. Чехова «Ионыч» сразу же возникает вопрос, какой именно порок обличает автор в своём произведении. В разные периоды своего творчества писатель обращал внимание на различные несовершенства современной ему действительности. В его рассказах нашли отражение многие пороки и «болезни» того времени, в число которых входят чинопочитание, обывательщина, пошлость, жестокость, лицемерие и неравноправие. А.П. Чехов не мог смириться с окружающими его порядками, не мог принять то, что человек теряет свою индивидуальность только ради того, чтобы не выделяться из толпы. Именно эта проблема и поднимается в рассказе «Ионыч», проблема душевного опустошения и деградации личности.
В начале рассказа главный герой представляется светлым и добрым человеком, который мечтает принести пользу всему миру. Дмитрий Ионыч Старцев был прекрасным доктором, искренне заботящимся о своих пациентах. В то время деньги для него не имели значения, гораздо важнее было само призвание. Работа являлась смыслом всей его жизни, именно ей он посвящал практически всё своё свободное время. Однако волею случая Старцев познакомился с самым «талантливым» семейством города, и с этого момента его жизнь стала меняться не в лучшую сторону. Это знакомство начинает сказываться на характере и идеалах главного героя.
Семья Туркиных действительно считалась местными жителями самой образованной и талантливой. Иван Петрович, глава семейства, любил рассказывать анекдоты и веселить всех окружающих. Кроме того, он увлекался постановкой любительских спектаклей, роли в которых исполнял лично. Его жена, Вера Иосифовна, писала однообразные романы и повести о том «чего никогда не бывает в жизни». Она читала их по вечерам гостям, а затем бездарные творения оказывались на полке в шкафу. Они никогда не публиковались, но Вера Иосифовна аргументировала это тем, что ей не нужны деньги. По её мнению, книги печатал только тот, кто хотел на этом заработать.
Дочь Туркиных Екатерина Ивановна или по-домашнему просто Котик была так же талантлива, как и её родители. Она играла на фортепиано и, по словам многих, была талантливой пианисткой, однако когда она садилась за рояль, издаваемые звуки не имели ничего общего с гениальностью. Екатерина Ивановна мечтала о будущем великой пианистки, поэтому отказала Старцеву и уехала из родного города в поисках славы. Это событие огорчило Дмитрия Ионыча, но он страдал недолго, спустя несколько дней жизнь вернулась в прежнее русло.
Постепенно главный герой начал считать, что его идеалы – это несбыточные мечты и единственной целью в его жизни стало обогащение. Он обзавёлся лошадьми и кучером. Каждый вечер ужинал в ресторане, а затем пересчитывал дома свои деньги. Со временем Старцев располнел, и у него появилась отдышка. Лишний вес не давал ему возможности гулять пешком, как раньше.
Теперь местные жители стали относиться к приезжему доктору на равных и перестали его называть Дмитрием Ионычем. Старцев превратился просто в Ионыча, в такого же обывателя, как и все окружающие. Даже возвращение Котика ничего не изменило, от чувств главного героя не осталось и следа, он наоборот радовался, что не женился в то время. Старцева больше ничего не интересовало. Бескорыстная помощь несостоятельным больным, чистая любовь, красота природы, искусство – всё это осталось в прошлой жизни Ионыча. Теперь он влачил своё жалкое существование, отгородившись от всего мира стеной безразличия.
А.П. Чехов на примере главного героя рассказа «Ионыч» раскрыл путь духовной деградации человека. В начале произведения автор называл его по имени, подчеркивая индивидуальность Дмитрия Ионыча, а в конце осталось только отчество, так как в нём не было больше никакой уникальности. В результате семья Туркиных в духовном отношении стала даже выше, чем Старцев. У него больше не было будущего, внутренне этот человек уже умер. Ионыча поразил порок душевной пустоты и оскудения личности.
Пороки, изображённые А.П. Чеховым в рассказе «Ионыч», остаются актуальными и в наше время. Герои этого произведения продолжают жить во многих людях, которые потеряли смысл в жизни и существуют, довольствуясь лишь материальными благами.