Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов) Сочинения по литературе

Картины жизни донских казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» помогают понять бурное историческое время начала XX века.

М.А. Шолохов далеко не первый автор, рассказывавший о казачестве. У истоков этой темы стоит памятник литературы XIV–XV вв. «Задонщина». В литературе XIX века эта тема затронута Н.В. Гоголем в «Тарасе Бульбе» и Л.Н. Толстым в «Казаках». Именно Донщина — центр сюжетных линий в шолоховском романе. Хотя казаки селились и на берегах Яика, Днепра, но именно Тихий Дон (как его именовали, батюшка) стал олицетворением казачьего быта: это станицы, хутора и куреня по берегам реки, степи, заросшие ковылём и полынью, курганы, охраняющие старинную казачью славу.

Казаки всегда жили в постоянной опасности, именно поэтому так сильны среди них традиции братства, самодисциплины, подчинения старшему, а также воинское мастерство, ведь учились они сражаться с детства. Русские цари часто привлекали вольных казаков на службу, но те зачастую подчинялись лишь приказам своих начальников, а не государевым. Действовали так, как считали нужным сами, согласуясь с собственными представлениями о правде и совести. К знаменитым личностям можно отнести Ермака Тимофеевича, Емельяна Пугачёва и других. Казаки называли себя воинами Христа, защитниками православных: именно вера помогала стойко переносить все лишения и невзгоды. Отражение этих традиций мы и видим в романе-эпопее.

Итак, главные составляющие духовного мира казачества — это честный труд на земле и воинский долг.

В начале романа описан луговой покос. Что мы видим? Женщины и мужчины одеты в яркую одежду, «будто на годовой праздник». Все улыбаются, незамысловато, но по-доброму шутят. Казаки — труженики, и они радуются от предстоящего общения с природой, землёй, от ждущего их крестьянского труда. Все едины в своём порыве. И Донщина отвечает им взаимностью, не зря Шолохов использует олицетворения («луг вздыхал», «тучки ползли»), показывая это чувство близости, единения. Кстати, такое же настроение мы видим в сцене охоты в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», а радостный крик Наташи Ростовой перекликается с весёлостью Дуняшки: «…на душе вот такой же синий покой и чистота». Не зря потом на войне Григорий Мелехов будет испытывать тоску по этому времени и труду: «Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом».

Но казаки не просто крестьяне. Они, прежде всего, воины. И это видно во многих деталях. Например, Григорий, не решаясь уйти с Аксиньей, вспоминает о том, что ему «на энтот год» надо идти на службу. Мужчины должны были отбывать в лагеря со своим конём, «справой». Вспомним, что такой же военный сбор, куда отправляется Тарас с сыновьями, описан у Гоголя. Пантелей Прокофьевич гордится призом за джигитовку (скачки на лошадях и выполнение трюков), который он получил на смотре самого императора. Свои письма к сыну он подписывает воинским званием — старший урядник. А как он рад за Григория, который первый на хуторе получает георгиевский крест за подвиг (протащил на себе «шесть вёрст раненого подполковника»).

Умеют казаки и веселиться. Одна из ярких картин мирной жизни — свадьба Григория и Натальи. Автор точно передаёт народные традиции, например, поиск кладки, то есть выкупа за невесту: «Кладка должна быть… а ты мне-е-е уважь». Описаны и суеверия. Так, Василису колет веник, спрятанный под кофту: «…по приметам, сваты, укравшие у невесты веник, не получат отказа». Сама свадьба проходит с шутками, песнями, плясками. Петро старается не отходит от оробевшего брата, поддерживает его. Шолохов по-доброму рассказывает о застолье, о красных лицах, «мутных во хмелю, похабных взглядах и улыбках». Эти детали показывают, насколько открытые и простые перед нами люди, искренние и в горе, и в радости.

Не скрывает Шолохов и жестоких нравов донских казаков: «В каждом курене горько-сладкая жизнь». Например, хуторяне толпой с особой жестокостью расправляются с турчанкой (бабкой Григория), Степан Астахов избивает жену, казаки набрасываются тавричан, что приехали на мельницу. Но не эта дикость нравов определяет духовный мир. Скорее, такие сцены — это исключение, следствие разочарования и разрушения личности. Всё же характер донских казаков формируют другие ценности. Это земля и труд, воинский долг и честь, семья и любовь.

Не менее важны в описании жизни донских казаков и картины семейного быта. Во главе семьи стоит мужчина, которого все слушаются беспрекословно. Патриархальные нравы царят во всём. Родители приучают детей к труду на своём примере. Слово отца в семье, что слово атамана для войска, то есть его не обсуждают. Каждый казак с малолетства знает Божью заповедь о том, что родителей нужно почитать. Так, Пантелей Прокофьевич женит Григория на Наталье, довольно резок в своих высказываниях (называет жену «каргой старой», а сына «кобелиной»). При этом он любит домочадцев, заботится о них, обсуждает с ними важные вопросы (например, семейную жизнь Григория и Натальи, отношения Дуняшки и Михаила Кошевого). Открытость и честность вообще характерна для донских казаков. Ещё одна их особенность — любовь к детям, ведь именно они продолжают род. Даже суровые старики смягчаются, когда речь идёт о младших. Так, для Пантелея Прокофьевича Дуняшка — «отцовская слабость», да и во внуках он «души не чает», балует их. Семейные узы для донских казаков нерасторжимы, вечны. Неверность осуждается. Поэтому-то люди и не принимают открытых встреч Григория с Аксиньей: «теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».

Семейные отношения раскрываются уже в самом начале романа: «Пантелей Прокофьевич… зачикилял к дому. Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины». В семье важны такие понятия, как достоинство («не страми отца»), хорошие отношения с хуторянами («не пакости соседу»). Один из важных принципов — послушание старшим, причём почтение порой внушается посредством силы. И если поначалу Мелехов-младший даёт отпор отцу, перехватывая костыль, то позднее женится на Наталье (хотя справедливости ради стоит заметить, что она ему нравится). И эта буйная натура раскроется потом и в самом Григории, а Пантелей Прокофьевич перенял вспыльчивость у своего отца, отбывавшего срок на каторге. И всё же понятия семьи, а шире и рода для казаков священны.

Особенно показательно отношение казаков к женщинам — матерям, сёстрам, жёнам, возлюбленным. Лучшие черты воплощены в образе Ильиничны. Это женщина-мать, которая почитает святость домашнего очага, признаёт верность и преданность мужу, имеет безграничное терпение и гордость. Главная её черта — мудрость, всепрощение и человеколюбие. Именно эти качества пытается привить она своим сыновьям: «…ты каких-то матросов порубил… Да ты, Гришенька, опамятуйся!» И сама она имеет большое сердце, полное сострадания. Особенно ярко это проявляется в сценах общения с Кошевым. Мы видим трагедию войны, когда на хуторе Татарском «добрая половина отступивших навсегда осталась в чужих краях». Ильинична же ждёт Григория: она повесила его фуражку на гвоздь, рядом пристроила поддёвку, готовит всегда что-то лишнее на обед. Но приходит Мишка Кошевой. Он давно приметил Дуняшку, поэтому и является в дом Мелеховых. Однако Ильинична не может простить ему смерти сына Петра и свата Мирона Коршунова. Молодой человек не слушает её, ведь девушка отвечает ему взаимностью, поэтому приходит делать разную работу по дому. Однажды у него случается приступ лихорадки, и Ильинична отмечает, что он худой, больной и такой же несчастный, как они все. Непрошеная жалость к «душегубу» просыпается в её сердце. Она прощает его ради счастья дочери, ради продолжения жизни.

Итак, всё существование донского казачества подчиняется вечным законам человеческого бытия. Они живут честно, всей душой привязаны к своей земле, готовы сражаться за свою свободу и независимость. К сожалению, в романе они поставлены перед выбором, за кого воевать — за красных или за белых. Но как сделать выбор, если и те, и другие — это твои близкие, соседи, знакомые? Именно поэтому в смутное время они колеблются и сомневаются. Политические интриги для них не важны, куда существеннее, что пшеница не убрана, женщины вынуждены взвалить на свои плечи бытовые тяготы, мужчины — бессмысленно сражаться. Исторические потрясения в стране приносят перемены в сложившийся уклад: рушатся привычные связи, рождаются новые традиции и нормы. Однако пройдя через испытания, казаки остаются верными себе и своим ценностям. А вечными оказываются честь, верность Отечеству, любовь, семья.

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 6 оценок, среднее 3.5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий