Казачество в романе “Тихий Дон” (М.А. Шолохов)

Казачество в романе Сочинения по литературе

Одно из самых интересных произведений в истории русской литературы о жизни донского казачества – роман «Тихий Дон» М.А. Шолохова, по которому наш интернет-журнал предлагает примерное сочинение на тему «Казачество в романе «Тихий Дон» (М А. Шолохов)».

Четырехтомный роман-эпопея «Тихий Дон» М.А. Шолохова сделал молодого автора известным на всю страну и поставил в один ряд с великими классиками мировой литературы, а его роман – с эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир». Интерес «Тихому Дону» с самого момента его появления и до настоящего времени не утихает, о чем говорят те факты, что роман не раз экранизировался, он изучается в школьном и вузовском курсе литературы. Произведение стало визитной карточкой писателя. Роман можно назвать энциклопедией донского казачества. Автор изображает историю этого народа в неспокойное, бурное время с 1912 по 1922 год. Удивительным образом Шолохову удалось отразить своеобразный казачий уклад жизни и быт, а также связать с теми историческими событиями, которые отразились на судьбе казаков. Широкие панорамные картины позволяют читателю составить полное представление о казачестве, его культуре, традициях, духовно-нравственных ценностях.

С самых первых страниц эпопеи автор знакомит нас с историей рода Мелеховых, предков главных героев произведения. Род, семья – священные понятия для каждого казака. Они играют огромную роль в их жизни, так как  и отношение к человеку, и оценка его поступков зависит от принадлежности к тому или иному семейству. Мелеховы, или по-уличному Турки, произошли от Прокофия Мелехова, который в последнюю турецкую кампанию привез в хутор жену-турчанку, маленькую женщину, пойдя против традиций казачества, поэтому отец отделил сына и никогда больше не заходил в его курень. Прокофий любил и лелеял свою жену, которая куталась в красивую, пахнущую чем-то далеким и незнакомым шаль,  по вечерам он носил ее на руках до Татарского кургана, и они сидели вдвоем до тех пор, пока не «истухала заря». Однако хуторяне не приняли его жену, назвали ведьмой и однажды избили так, что она через несколько часов умерла, родив преждевременно сына, которого Прокофий назвал в честь своего отца Пантелеем. От него и пошли в хуторе Турки. Автор неслучайно начинает повествование с мелеховского куреня и истории их семьи. Он желает подчеркнуть, что семья – это то, что нужно любому человеку, в том числе и казаку, для счастья. Семья – это крепость и опора и в радости, и в горести. Главная роль в семье отводится мужчине, именно он является главой. Исстари ведется среди казаков, что он принимает решения, последнее слово всегда за ним, его слушаются даже взрослые дети, которые живут с родителями. Поэтому автору не кажется странным, что старик Мелехов бьет Гришу костылем за его походы к Аксинье.

Мелеховы – дружная, работящая семья. На их примере писатель описывает быт казаков. Герои – простые труженики. Они выращивают хлеб, ухаживают за скотиной, рыбачат на Дону, убирают сено. Каждый их день наполнен трудовыми хлопотами. Мы видим, как начинается их день, с какой налаженностью они его проводят, как мастерски совершает действия Григорий на рыбалке с отцом. С особой теплотой Шолохов рассказывает, как казаки всем хутором, потому что так повелось исстари, выходят на покос. Одевались они, как на праздник, поэтому издали казалось, что луг зацветал яркими бабьими юбками, красками платков, шитвом завесок. Семья Мелеховых присоединяется к общему радостному настроению: Дуняша подпрыгивает на грядушке, разглядывает и луг, и людей на дороге счастливыми глазами, все вокруг шутят, смеются. По традиции первым на покос как глава семьи встает Пантелей Прокофьевич, перекрестившись на еле видневшуюся вдали маковку колокольни. За ним встает Григорий и остальные. От общения, сближения с землей казаки испытывают невероятную радость. Неслучайно Григорий, находясь на войне, скучает по простому крестьянскому труду, по земле.

Донские казаки не только великие труженики, но и воины. Казаки всегда были стволом российской государственности. Они поддерживали существующий в стране порядок. Невозможно представить ни одного казака без шашки и коня, поэтому с раннего детства мальчиков учат держаться в седле, правильно владеть оружием. Молодые казаки любят джигитовку – своеобразную демонстрацию удали. Там и заметил Мирон Григорьевич Коршунов Григория, когда молодой казак взял первый приз. Мужчины-казаки должны проходить воинскую службу – со своим конем, который был для них вроде верного товарища, и всей «справой», в нужное время уезжать в лагерь на сборы. Казачка, провожая мужа на войну или на сборы, подводила ему коня, передавала ему в руки повод, желала скорейшего возвращения обратно. После этого казак прощался с семьей.

С удивительной точностью М.А. Шолохов описывает традиции сватовства, свадебные обряды казаков, все приметы и суеверия, связанные с ними. Мелеховы ездили свататься к Коршуновым – первым богачам в хуторе. Свахой взяли двоюродную сестру Ильиничны, вдовую тетку Василису, которая знала, когда, что и как нужно сказать сватам. Слушая ее журавлиный голосок, который патокой лился в уши, Пантелей Прокофьевич восторженно думал, что сваха чешет языком, будто чулок вяжет, так ловко и умело у нее получается обходить все «острые углы» разговора. Чтобы семья невесты не смогла отказать сватам, нужно было украсть веник в доме невесты, чего ловко сделала Василиса. Сидя за столом у Коршуновых, она чувствовала, как украденная вещь колет ее тело под кофтой. Пантелей Прокофьевич торговался с будущим сватом о кладке – выкупе невесты в виде набора одежды. А во время свадьбы, чтобы не случилось ничего с женихом «с дурного глаза», засыпали ему в сапог горсть пшена, поэтому всю обратную дорогу оно терло ногу Григорию. Сцены свадьбы наполнены хором голосов, веселыми песнями, шутками, пословицами, поговорками, прибаутками. Казалось, и гости, и хозяева соревновались между собой в знании фольклора, а также в умении плясать.

Показателем самобытной культуры и одной из характеристик казачества является язык. Желая, чтобы читатель лучше узнал и полюбил его героев, автор повествует о них языком казачества, в которой диалектная лексика соседствует с просторечной. Диалектные слова: баз, майдан, жалмерка, курень, чекмень, гутарить, надышний и другие – используются писателем для описания бытовых сцен, а также в репликах героев. Меткий, колоритный, выразительный язык казаков отличается от языка дворянских офицеров или интеллигентов наподобие Штокмана. Читая произведение, погружаешься в мир донского казачества. В речи казаков встречаются и фольклорные элементы, пословицы и поговорки, в типичном для донского говора оформлении: например, бирюка бояться – в лес е ходить. Изобилует их речь и фразеологическими оборотами с некоторыми изменениями формы: например, вместо фразеологизма «к теще на блины» используется другое выражение – «к куме на крестины» или вместо «на кудыкину гору» говорят «на кудыкино поле».

Казаки – народ религиозный. Уезжая на войну, многие увозили с собой молитвы, передаваемые от поколения к поколению, и верили в их чудодейственную силу. Народ свято чтил праздники Господни, соблюдал посты. Казаки свято соблюдали клятвы и всегда оставались верны данному слову.

Однако, несмотря на множество положительных качеств, М.А. Шолохов не идеализирует казачество. В романе показаны и отрицательные стороны донского народа. Автор осуждает чрезмерное пьянство, грубость, жестокость, которые характерны для казаков. Например, М.А. Шолохов не скрывает того, что во многих семьях казаки бьют своих жен, обзывают их. Писатель не может оправдать и разгульный образ жизни Дарьи, жены Петра Мелехова, подводя читателей к той мысли, что такое поведение привело молодую женщину к трагедии.

Писатель очень точно смог изобразить казачество в романе, таким, каким знал его сам в реальной жизни. Это гордый, прямолинейный, трудолюбивый, гостеприимный и честный народ. Перед читателем казаки предстали своеобразным братством людей, которых объединяет особое состояние духа и сознания, морали и нравственности. В основе их жизни лежат такие составляющие, как родная земля, отчий дом, семья, крестьянский друг и воинский долг. Это те вечные ценности, без которых не может существовать ни один казак, и которые  донское казачество старалось сохранить и передать своим потомкам даже в страшные годы войны и неурядиц.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий