Кого мы называем Хлестаковым? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Кого мы называем Хлестаковым? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») Сочинения по литературе

Сочинение по литературе на тему «Кого мы называем Хлестаковым? (по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор») раскрывает особенности характера героя, имя которого стало нарицательным.

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь продолжает традиции своих предшественников Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова. Он изображает современную ему действительность со всеми ее недостатками. Посмеяться над всем «дурным в России» было основной целью комедии. Город, в котором происходят события, является уменьшенной копией Российской империи. Автор выделил типичные черты российских городов, собрав их воедино, и посмеялся над недостатками.

Главным героем комедии является коллежский регистратор из Петербурга Иван Александрович Хлестаков, имя которого стало нарицательным. Хлестаковым называют человека, в характере которого преобладают такие черты, как легкомыслие, ложь, хвастовство, позерство, внутренняя пустота.

Образ Хлестакова в комедии раскрывается постепенно. Герой попадает в смешную ситуацию, из которой смог извлечь выгоду для себя. Его появлению в губернском городе предшествовало событие, которое подготовило почву для комического развития действия.

Городничий получил письмо от знакомого, из которого он узнал, что в губернию инкогнито едет ревизор. Все чиновники испугались, потому что за каждым водились грешки. Их страх создал из простого «елистратишки» ревизора.

Хлестаков едет к родителям в деревню. Он проигрался в дороге и остановился в трактире, не имея денег двигаться дальше. Он голодными глазами заглядывает в тарелки посетителей. Этот жест был понят Бобчинским и Добчинским как скрытая ревизия трактира.

Хлестакова Гоголь характеризует как «пустейшего» человека, «без царя в голове». Он беден, глуп, даже слуга Осип не считается с ним. В то же время герой не задумывается о том, насколько убого его существование. Он не пытается ничего изменить в своей жизни, его все устраивает.

Отец присылает ему деньги, которых хватает на неделю красивой жизни. Потом Осип отправляется на базар продавать новый фрак. Покупает Хлестаков за дорогую цену, а продает за копейки. Осип осуждает хозяина за такую безалаберность. Он считает, что ему следует заниматься делом, а не «гулять по прешпекту».

Хлестаков, волей случая оказавшись в роли ревизора, в монологах показывает свое видение мира. Мы замечаем, как он плохо ориентируется в окружающей действительности. Герой считает, что все в жизни зависит от воли случая. Повезло – ты начальник департамента. По его мнению, для этого не нужно особых умений, знаний, заслуг. Того же мнения придерживаются и отцы города, поэтому они так легко верят в россказни Хлестакова. Чиновники видят глупость Хлестакова, но высота чина затмила глаза, притупила бдительность.

Подкупила их и та искренность, с которой герой рассказывал о своей столичной жизни. Он настолько вошел в роль, что и сам поверил в свои рассказы. Он вообще отличается «необыкновенной приспособляемостью». Его мысли и чувства быстро перестраиваются в зависимости от обстоятельств. Он абсолютно непредсказуем, совершенно не задумывается над тем, что делать и что говорить. Будучи сам в начале комедии напуганным до смерти, теперь он ненароком пугает чиновников, описывая свою силу и власть в столице.

Хлестаков живет не по средствам, но не нарушает законов. Этим герой отличается от отцов города, которые являются отъявленными мошенниками. Они привыкли о людях судить по себе. Их страх, образ жизни и мышления, мировоззрение играют на руку Хлестакову.

Его поведение не является продуманной аферой, он слишком глуп для этого. Герой даже не собирался никого обманывать, эта случайная афера навязана ему. Нужно отдать ему должное, он справился со своей ролью блистательно. Он чувствует удовольствие от того, что его слушают такие важные люди, ему кланяются, дают деньги. Хлестаков находится на вершине блаженства. Если бы не Осип, который приставлен присматривать за хозяином, то дождался бы Хлестаков и позорного изгнания. Чувство меры ему незнакомо.

Фамилия героя породила термин «хлестаковщина», которым называют общественное явление, когда человек глупый и пустой начинает вести себя как важная фигура. Гоголь писал, что каждый человек хоть на минуту делается Хлестаковым. Я думаю, что такие Хлестаковы встречаются и в наше время.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий