Композиция в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

Композиция в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь) Сочинения по литературе

Животрепещущие темы, раскрытые писателем, злая сатира, высмеивающая, пожалуй, самые ужасные пороки общества, а также композиция в пьесе «Ревизор» (Н.В. Гоголь) делают произведение по-настоящему уникальным.

Композиция художественного произведения служит не только для гармоничного построения сюжетной линии, но и помогает автору решать вопросы, поставленные в нем. Классическая композиция состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и завязки. Но Гоголь выстроил свою пьесу не совсем привычным для того времени способом.

Гоголь целенаправленно отказался от написания пьесы в классическом виде, так как считал неправильным ставить во главу угла конфликта и композиции пьесы любовную интригу. Еще один момент, опущенный писателем в своем «Ревизоре» — это отсутствие положительного героя, который бы, согласно законам драматургии, должен был вразумить отрицательных героев, чтобы пьеса закончилась положительным моментом. Таким героем в «Ревизоре» Гоголь считает смех.

Писатель отказывается от классических приемов драмы, делая свою гениальную пьесу стремительной и динамичной.

Первое, что выбивается из привычной композиции пьесы, это отсутствие экспозиции как таковой. С первых строк автор, без каких-либо предысторий к действию, начинает пьесу со слов городничего, которые и являются завязкой: «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Такая неожиданная завязка в первых строках пьесы воплощает идею писателя о том, что сюжет произведения должен охватывать всех действующих лиц. И у Гоголя это отлично получилось. С первых же реплик в действие вовлечены все герои пьесы, все охвачены ужасом ожидания приезда ревизора, который, к тому же, еще и едет инкогнито в их город.

Завязка, довольно короткая, позволяет и быстро перейти к развитию действия пьесы. И как тут ни вспомнить об истории создания «Ревизора»! Как мы знаем, сюжет пьесы был подсказан Николаю Васильевичу Пушкиным, и в основе его лежит бытовой анекдот о разоблачении пороков городских чиновников. И в этом Гоголь не новатор, ведь тема взяточничества, кумовства и воровства уже были не раз затронуты предшественниками Гоголя. Но задача автора «Ревизора» была совсем другой.  Гоголь обнажает пороки чиновников и оставляет их без разрешения и торжества добра над злом. Но Гоголь и не просто рисует какие-то абстрактные грехи, высмеивая их, а он создает целые типичные образы, национальные характеры, но, конечно же, использует для этого прием гротеска. Под пером мастера городничий представлен не просто взяточником, а человеком «с грубо развитыми склонностями души», судья не просто продажный, а «охотник большой на догадки», так как успел прочитать в своей жизни пять-шесть книг, которые сделали его несколько вольнодумным. Гоголь не просто дерзнул открыто показать ситуацию с поголовным взяточничеством на Руси. Писателя куда сильнее волновало и беспокоило то, что это давно уже никого не удивляет и чуть ли не является нормой в его стране. Наверное, поэтому в его пьесе нет положительного героя как такового, ведь в буквально каждом из героев сидит Хлестаков.

Особенно ярко прослеживается поголовная хлестаковщина в кульминации пьесы в самом конце произведения, когда почтмейстер разоблачает Хлестакова. Но действительно удивительно то, что наравне с главным героем разоблачены и все действующие лица пьесы. Короткая кульминация становится особенно созвучна эпиграфу к пьесе: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Каждый из чиновников, читая о себе нелестные комментарии, как будто смотрит в зеркало, которое отражает его сущность.

Интересно то, что нет в пьесе и развязки, привычной для законов драматургии. Вслед за разоблачением читатель ожидает какого-нибудь нравоучения взяточникам или же осознания чиновниками абсурдности ситуации. Но Гоголь не дает шанса исправиться героям произведения. Он заканчивает пьесу так же, как и начал: приездом ревизора, только настоящего. И вслед за объявлением следует знаменитая немая сцена. 

Почему же писатель лишает свое произведение и развязки?

Дело в том, что последнее явление пьесы завершает произведение, но не решает проблему, поставленную Гоголем в ней. Кольцевой композицией автор подтверждает свою мысль о взяточничестве, ставшем обыденным, привычным явлением на Руси. Ничего не меняет в жизни чиновников их разоблачение. И виноват в этом каждый: и заигравшийся Хлестаков, и каждый из чиновников, которому проще дать взятку и отказаться от собственного достоинства ради выгоды, и настоящий ревизор, приезды которого, как мы видим по поведению чиновников, ничего, по сути, не меняют. Так и получается замкнутый круг порочной системы, в котором и упрекал Гоголь современную ему Россию.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий