Лирические отступления в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)

Лирические отступления в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь) Сочинения по литературе

Эпический сюжет и лирические отступления в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь) делают произведение по-настоящему уникальным в своем жанре. Если бы не отступления, придающие лиризм и напевность поэме, картина гоголевской России для читателя была бы совсем удручающей. Лирические отступления не дают читателю окончательно погрузиться в атмосферу мертвых душ помещиков, то и дело прерывая повествование писателя. В своих монологах Гоголь размышляет о жизни и искусстве, о судьбе Родины и о народе. Писателя волнуют темы молодости и старости, предназначения художника. В рассуждениях раскрывается внутренний мир Гоголя, его настоящее отношение к России, к людям, к судьбе народа.

Художественный метод Гоголя состоит в описании жизни через смех, видимый всем и «незримые слезы». В поэме изображены мертвые души, духовно нищие люди, вобравшие в себя, кажется, все возможные человеческие пороки. Но первостепенной задачей писателя было желание показать истинную красоту России. Отрицанием убогой действительности в своих лирических отступлениях Гоголь выразил любовь к Родине и веру в то, что русский народ ждет великое будущее.

Высмеивая недостатки русского человека, Гоголь не переставал любить его и восхищаться им. В лирических отступлениях о метком русском слове показывает писатель удивительную способность слов русского языка бить четко в цель при наделении человека прозвищем. Слово «замашисто, бойко» выражает характер русского человека.

В другом лирическом отступлении о тонкостях обращения Гоголь говорит об удивительной способности русского человека перевоплощаться в зависимости от того, кто рядом с ним собеседник. Удивительно много оттенков общения среди русских людей, и все зависит от положения в обществе собеседника. Иной раз канцелярский Прометей даже ростом ниже становится в беседе со своим начальством: «…Муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку!» Но писатель сумел даже из этого сделать достоинство русского человека перед иностранцами. В этом, наверное, и заключается патриотизм и безграничная любовь к народу.

Продолжая рассуждать о людях, Гоголь в лирических отступлениях затрагивает многие философские вопросы о характерах и внутреннем мире человека. И эти рассуждения не уводят читателя от основной мысли произведения, а незаметно и органично переплетаются с его сюжетом. Вот Чичиков попадает в общество чиновников, и писатель, рассуждая о толстых и тонких, выступает чутким психологом, подмечает особенную связи характера человека с его внешностью.

Особая роль в поэме у лирических отступлений о любви Гоголя к России. «…Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе…».  Писателю горько за «неприютность» и тоску своей родины. Но постепенно образ родины становится шире, «от мора до моря», все лиричнее и эмоциональнее звучит песня России: «Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне?» В этой песне не только тоска и боль за свою страну, но и безграничная любовь к ней, и творческое, живое начало русского народа, и мечта Гоголя о светлом будущем России. Писатель мечтал, чтобы его страна стала такой, что все другие страны уважали и отступали при виде величия России.

Свои мечты о будущем страны, свою веру в то, что Россия идет правильным путем и ее ждет светлое будущее впереди, Гоголь выразил в финале поэмы. Русь похожа на «птицу тройку», которая несется, как молния, «…гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…»

Глубоким философским смыслом и романтическим лиризмом наполнено последнее лирическое отступление поэмы. Гоголь еще не знает, куда несется Русь, но скорость, с какой она летит, подобно «птице тройке» олицетворяет мощь и сильный дух русского народа.

Мечты и тоска, боль за Россию отбрасывают писателя к воспоминаниям о юности, когда было «…весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту…», и все кругом было удивительным, и везде было уютно. Горько сожалеет автор об ушедшем чувстве детского удивления всему и радости от малого.

Лирических отступлений в поэме очень много и они настолько разнообразны, что одно сочинение не может вместить в себя весь спектр мыслей и чувств, затронутых в них. Они помогают читателю глубже понять замысел писателя, идею поэмы. Но также через размышления и философствования Гоголя перед читателями открывается внутренний мир писателя, его чувства к России, к народу, переживания за судьбу своей страны. Именно через них мы видим психолога, философа, патриота и лирика в Гоголе.

Гоголь очень умело выразил свое видение проблем России через жестокую сатиру и лирическую струю поэмы одновременно. Эпическое в поэме – это тело, а душа произведения – именно лирические отступления, через которые произведение дышит и продолжает даже спустя несколько веков затрагивать струны человеческой души, вселяя в читателя патриотизм и гордость за страну.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий