Маленький человек в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя

Маленький человек в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя Сочинения по литературе

Дорогие ученики, предлагаем вам в помощь при написании сочинения наше видение маленького человека в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Тема маленького человека – очень популярная в классической русской литературе. Она не остается без внимания таких классиков, как Пушкин и Гоголь. Интересно, что они очень хорошо относились друг к другу. Гоголь считал Пушкина светилом русской литературы. Пушкин в свою очередь воспринимал Гоголя как интересного человека и хорошо отзывался о его «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Главными героями гоголевских произведений очень часто становились не богатые люди с высшего общества, а простые люди со сложными судьбами. Ставя в центр повествования маленького человека, он пытался обратить внимание на тяжесть их бытия. Критики часто обвиняли писателя в том, что его персонажи никому не интересные. Все они нищие, бедные и имеют много пороков. Но Гоголь упорствовал и стоял на своем. Он считал, что судьба таких людей не менее интересна.

Образ маленького человека очень глубоко раскрывается в поэме А. Пушкина «Медный всадник». Главным героем этого произведения является Евгений. Это простой чиновник, который живет в Петербурге и мечтает о прекрасном будущем со своей возлюбленной Парашей. Но в один момент река Нева выходит со своих берегов, затапливает город и его мечты рушатся. Дом его возлюбленной оказывается охвачен водой, и девушка погибает. Для самого Евгения это становится большой трагедией. Отчаявшись, он сходит с ума и вскоре умирает.

Почти во всех произведениях Гоголя присутствует образ маленького человека. Но особое внимание уделяется ему в «Петербургских повестях». Ему понравилась идея Пушкина: показывать жизнь маленьких людей в большом городе. Именно поэтому центром событий становится большой и яркий город Петербург. О петербургской жизни Николай Гоголь знает почти все. Материалом для повестей стала его собственная жизнь. Он часто вспоминал, как попал в Петербург еще девятнадцатилетним юнцом. Тогда ему пришлось работать здесь обычным чиновником. Хотя ехал он туда, как и все провинциалы, с большими надеждами на тихий и мирный приют огромного, красивого и яркого города. Но Петербург встретил его не с распростертыми объятиями и не поздравил с новой городской жизнью, засветив ярко огни. Он буквально выталкивал его из себя. На фоне всех прекрасных дворцов и больших домов Гоголь смог рассмотреть крошечные дома, где жили те же люди, вот только с другими характерами, амбициями и судьбами. В произведениях Гоголя маленький человек всегда в конце умирал. Он считал, что это единственно возможный и логический конец повествования.

У Пушкина так же, как и в Гоголя, маленький человек существовал одновременно в двух мирах. Один из них был выдуман и назывался «мечтой», другой был реальностью. Так Евгений из поэмы «Медный всадник» был мечтателем. Пушкин несколько раз подчеркивает то, что он часто мечтал о спокойном и счастливом будущем. Но как только в его жизни произошла трагедия, мир мечты рухнул. Герой оказался к этому не готов: он остался ни с чем и сошел с ума. То же самое происходит и в повести Гоголя «Шинель», когда главный герой Акакий Акакиевич собирает по копейкам деньги на шинель, о которой мечтал всю свою сознательную жизнь. Он покупает ее, и его мечта становится реальностью, но ненадолго. Кто-то ворует эту ценную вещь прямо из-под носа у главного героя. Для Акакия Акакиевича это становится большой трагедией, он не выдерживает такого напряжения. Его мир мечты также утопает в реальности и растворяется. Коллеги по работе пытаются как-то помочь ему и собрать деньги на новую шинель, но возможности их ограничены. В конце концов, они собирают самую малость, этого не хватает, чтобы купить новую шинель или хотя бы вернуть покой главному герою. Таким образом, Акакий Акакиевич в конце повести по распределению Гоголя умирает. Но все же после смерти он пытается вернуть в этот город толику честности и справедливости. Акакий остается в городе и в виде привидения нападает на богатых и пытается забрать у них шинель.

Также Гоголь унаследовал од Пушкина сочувствие к своим героям. Так, например, Пушкин в поэме «Медный всадник» сочувствует Евгению. Он несколько раз использует слово «бедный», описывая героя, и речь идет не о материальном положении. Автору жаль своего маленького человека, но он скудо, бедно говорит об этом. Гоголь также в повести «Шинель» использует слово «бедный» по отношению к Акакию Акакиевичу. Великие классики русской литературы оказываются единственными, кому приходит в голову пожалеть этих бедняг. Потому что и в пушкинских произведениях, и в гоголевских окружение героев не понимает их. Люди не испытывают сочувствия. Когда пушкинский Евгений сошел с ума от горя и скитался по улицам, некоторые сторонились его, а некоторые и вовсе насмехались над ним. То же самое видим и в гоголевской «Шинели». Там герой также остается один на один со своим горем. От этого им еще тяжелее. Писатели пытаются показать, что трагедия маленького человека не только в том, что он глубоко несчастлив среди петербургской роскоши. Также ему тяжело по той причине, что другие не оказывают ему помощь, не видят глубины его страданий.

В повестях Гоголя маленький человек обладает большой робостью. Он смирен и кроток. Герой, окруженный чужой роскошью, чувствует себя очень неуютно в большом городе. Он считает себя ниже других не только по статусу, но и по жизни. Гоголевский маленький человек чувствует превосходство других людей над ним. Это морально давит на него. В то же время, его герой прекрасно осведомлен обо всех политических государственных делах, но не считает, что имеет право на высказывание своего мнение по поводу этого. Однако вернемся к сюжету повести Гоголя «Шинель». Этот молчаливый и покорный Акакий Акакиевич перед смертью начинает говорить все, что он думает о так званых «высших людях», и проклинает их ругательными словами. Пушкинский Евгений ведет себя точно также. Окончательно обезумев, но поймав луч разумного просвета, он отправляется к памятнику Петру I. Евгений обвиняет его не только в гибели своей невесты, но и в том, что он построил этот город, несмотря на опасения наводнения. Образ маленького человека является ключевым в творчестве, как Пушкина, так и Гоголя. Свое начало он берет в произведениях Александра Сергеевича, но более обширным и интересным становится под воздействием пера Николая Васильевича Гоголя. Их «маленькие люди» имеют много общего, но они не идентичны. Между ними есть и незначительные отличия.

Поделиться с друзьями
Ольга Серая

Учитель украинского языка и литературы, зарубежной литературы и художественной культуры. Моя жизнь - книга, а я в ней - литературный персонаж.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий