Мерзости жизни в повести «Детство» (М. Горький)

Сочинения по литературе

Повесть «Детство», первая из трилогии за авторством Максима Горького, основана на печальных автобиографических фактах. Писатель вспоминал о детстве, омраченном переживаниями, и делал выводы в своем произведении. Он рассказывает о пережитом, находясь в зрелом возрасте и умея признавать возможные ошибки.

Разговор ведется о тяжелых временах. Хронологические рамки —начало ХХ века, когда простому русскому народу было особенно тяжело привыкать к суровым условиям. Повествование преподносится от первого лица, что дает шанс читателю узнать достоверные сведения о жизни героя. После кончины отца автору пришлось покинуть родной дом и перебраться к бабушке с дедушкой.

Сравнивая порядки прежнего жилища и нынешнего, творец словно избавлялся от туманных грез, удивлялся тому, как кардинально может измениться жизнь за несколько незначительных мгновений. Быт простого народа, наполненный жестоким обращением и унижениями, удается описать настолько точно, что становится невыразимо жутко даже тем, кто с подобными зверствами не сталкивался.

Автор живет с дедом и бабушкой и наблюдает за тем, как неминуемо и необратимо рушится семья Кашириных. Ему не хочется признавать, что родственники сами виноваты в произошедшем, но не желают исправляться и понимать друг друга. Они не вели себя благоразумно и поплатились за пороки. В итоге дядя Алеша не признает ничего, кроме выпивки, а деспотичный дед и вовсе не стесняется поколачивать внуков время от времени.

Михайло в порыве неконтролируемой ярости неоднократно пытался убить своего отца за то, что тот ущемил его в части наследства. Якова абсолютно не волнует то обстоятельство, что он причастен к гибели двух невинных личностей, никому не желавших зла. Худшие условия, с которыми может столкнуться ребенок, не знающий и не понимающий многого, и представить сложно.

В первые минуты нахождения в новом доме Алеша Пешков с ужасом осознает, куда попал. Идти, однако, больше некуда. Ему остается лишь стараться избегать всего аморального и непоправимого, что издавна ценится в семье. Такая атмосфера губительна для того, кто только начинает набираться опыта и не имеет представления об определенных явлениях.

Обитатели жилища не ограничиваются постоянными ссорами и перепалками. С ними живет слепой мастер Григорий преклонных лет, вынужденный терпеть регулярные издевательства. Несчастный не виновен в своем пороке, но приходится ему несладко. Это свидетельствует о жестокости и черствости тех, кто окружает пострадавшего. Сострадание и понимание чужих чувств им попросту не свойственны и, более того, вызывают отторжение.

На его терзания реагируют хладнокровно, постоянно ущемляют и насмехаются над беспомощностью героя, что свидетельствует о тщедушности обидчиков. Не нужно иметь недюжинную силу, чтобы оскорблять тех, кто и без того многого лишен. Григорий смиренен, не может дать отпор и в произведении олицетворяет лишь слабость и излишнюю кротость. Бедный калека не вызывает ничего, кроме жалости.

Становится очевидно, что основной персонаж окажется в такой семье изгоем и «белой вороной». Здесь прославляется свирепость, он же стремится совершать благие поступки и помогать нуждающимся в поддержке. Предпочтение отдается не мирным разговорам, а дракам, между тем как Пешков не считает подобное решение рациональным. Такой подход предназначен для неотесанных варваров, не ведающих границ, а не для воспитанных и сострадательных людей. 

В момент, когда Алешу избили до полусмерти, герой пребывал в задумчивости и был готов поддаться отчаянию, не зная, как продолжать жить после пережитого кошмара. Необходимо принять меры, пока не стало слишком поздно. И Пешков решает терпеливо ждать. В этой ситуации ничего не остается, кроме как держаться до последнего.

Протагонист не собирается подражать родным и с презрением относится к их поступкам. Злые шутки и замечания членов семьи им не воспринимаются. Персонаж дружелюбно общается с Григорием, заменяя этим контактом дружбу со сверстниками.

Ему известно, что нерадивых мальчишек забавляют конфликты и смешит сама идея миролюбия и справедливости. По этой причине между ровесниками происходят стычки. Алеша страдает еще больше. За необдуманные действия его часто наказывают.

Мальчик не может свыкнуться с тем, что перевоспитать кого бы то ни было можно, применяя грубую силу. Покойный отец никогда даже голоса на него не повышал, а дед-тиран стремился навязать свои интересы, нещадно избивая. Таким образом, по словам героя, можно кого угодно научить уму-разуму и хорошим манерам.

Лишь бабушка, Акулина Ивановна, остается той, кто не запятнал свою честь, поддавшись мимолетным порывам. Она пристрастилась к выпивке и была жертвой побоев супруга, но не обезумела от горя и не заставила страдать ни одного безгрешного человека, чем заслужила уважение внука.

Женщина рассказывала ему о существовании незримых божеств и ангелов, подбадривала и утешала, когда тот не мог прийти в себя. Ее можно считать настоящим идеалом и воплощением целомудрия, попросту не вписывающимся во всеобщее «мерзкое» окружение.

Несмотря на то, что Акулина была свидетельницей непостижимой жестокости, героиня не уподобилась черствым и самовлюбленным натурам и не стала искать выгоду во всем. Внук знает о пагубных привычках бабушки, но любит и безмерно уважает за стойкость и доброту.

Радуют мальчика и Цыганок с Хорошим Делом. Они становятся ему близкими друзьями и воспринимаются даже как близкие родственники, которым можно рассказывать о бедах и радостях. Однако им не суждено наслаждаться безмятежной жизнью. Персонажи неожиданно погибли. Упомянув об этом, автор пытается справиться с болью и объяснить читателям, что человеческое существование быстротечно и может оборваться в краткий миг.

Литератор сомневается в собственном решении и не знает, стоило ли делиться тяготами прошлого с читателями. Горький совершенно не понимает, каким образом смог преодолеть трудности, имея такой негативный опыт. Пережитое он именует «свинцовыми мерзостями».  

Поражают искренность и великодушие Горького. Несмотря на то, что его жизнь была загублена в раннем возрасте, а ценности резко и бесповоротно изменились, он не стремится никого обвинять и не планирует мстить.

Напротив, писатель горячо и нежно благодарит тщедушных родственников за тяжелые испытания, которые помогли ему в дальнейшем стать достойной, честной личностью, многое переосмыслившей и осознавшей. Это своеобразная «закалка» характера, ощутить и отважно пережить которую подвластно не каждому. Можно увидеть яркий пример того, как пережитки прошлого могут повлиять на будущее.

Главная задача литератора заключается не только в отображении произошедших событий, но и в их оценке после приобретения опыта. Данный показатель является самым важным, когда дело касается написания автобиографий. Нужно уметь и рассказывать о ситуации, и учиться на собственных ошибках.

В то же время Горький не собирается ворошить прошлое и искать подвох в случившемся. Он описывает трудности, от которых никто не сможет спастись и поныне. С каждым днем центральный персонаж становится мудрее и расчетливее. Сложности делают его более сильным и устойчивым, ему не хочется сдаваться раньше времени, ничего не доказав. Алеша не намерен быстро проигрывать коварной судьбе и борется изо всех сил, отчаянно сражаясь с жестокими устоями.

Можно провести параллель между способами нравственного воспитания бабушки и дедушки. Если Акулина Ивановна пытается рассказывать о чудесах, неизменно спасающих каждого, то Василий Васильевич находит выход, применяя агрессию по отношению к внуку.

Он не развлекает мальчика интересными историями и не пытается научить добродетели. Все потому, что ему самому не старались помочь в свое время. Детство Каширина не было для него отдушиной и прелестным периодом, поэтому и представление о лучшем исходе отсутствует. Тем не менее, оправдывать жестокость и деспотичное поведение таким образом нельзя. Можно иметь незавидную судьбу, но не стоит вымещать злость на тех, кто непричастен к несчастьям.

Дед «внушает ценности» при помощи розог и ругани, надеясь отыграться, отомстить за годы обиды и несправедливости. Персонаж не понимает, что Алеше живется отнюдь не безмятежно.

Неудивительно, что ребенок относится к нему с неприязнью и не испытывает ни малейшего сочувствия. Такая жизнь мучительна. Любая другая личность, не отличающаяся стойкостью и напористостью, совершила бы непоправимое после очередного избиения, добровольно распрощавшись с жалким существованием. Протагонист же отважно боролся с бедами и показал себя с лучшей стороны. Его можно считать примером для подражания, воплощением истинного героизма. Такие, как он, рождаются раз в столетие.  

Следовательно, есть основания полагать, что главный герой занимался самовоспитанием и определял ценности самостоятельно. Видя на примере своей семьи, как поступать не следует, Пешков познает жизнь во всех ее проявлениях, методами проб и ошибок докапываясь до непреложной истины.

У него были преданные друзья, которые, к прискорбию, скоропостижно лишились жизней. Автор смог сохранить лишь воспоминания о веселых мгновениях, проведенных с ними. Но этого хватило, чтобы проигнорировать невзгоды и сформировать особое воззрение, несмотря на всеобщее неодобрение и постоянные насмешки. Даже в темные времена можно отыскать мельчайшие крупицы счастья, которые воплотятся во всепоглощающий свет. 

Поделиться с друзьями
Алексей Блинов

Программист и создатель всех онлайн сервисов на нашем сайте. Выпускник Московского государственного открытого университета, факультет Прикладной Математики и Информатики. Специальность по диплому «Математик-программист». (отредактировать)

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий