Молодое поколение в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» представлено тремя персонажами: вечным студентом Петей Трофимовым, родной дочерью главной героини Аней Раневской и приёмной дочерью Любови Андреевны Варей. В произведении отображена переломная эпоха Российского государства – время, когда былое уже закончилось, а новое ещё не началось. Жизнь, словно остановилась на месте и никто не знает, что ждёт впереди, но все на что-то надеются. Ясно только одно, старые порядки безвозвратно ушли и им на смену грядут иные. Но какая она будет, эта новая жизнь?
Главный вопрос, который автор поднимает в своей пьесе, заключается в том, возможно ли сохранить прежнюю Россию с её сложившимися на протяжении многих веков порядками, культурой, мировоззрением и традициями. Особое внимание он уделяет описанию молодого поколения, ведь именно в их руках находится будущее великого государства.
Эти герои молоды, полны сил и энергии, но их совершенно не заботит судьба своей Родины, потому что они увлечены другими идеями. Они мечтают изменить весь мир, создать счастливое будущее для всех людей на планете. В силу своего возраста, Петя и Аня не понимают, что нельзя объять необъятное, они тешат себя надеждой на великие преобразования, но не представляют себе, как это можно сделать. Им совершенно нет дела до вишнёвого сада. У Ани нет никаких тёплых чувств к своему фамильному гнезду, к дому, где выросла её мать. Вишнёвый сад для девушки всего лишь пережиток прошлого, символ старых жестоких времён. Она уверенна в том, что дворяне принесли много несчастий в жизнь простого народа, поэтому они должны искупить свою вину. Именно это она и считает основной целью своей жизни.
А Петя Трофимов критикует всё, что мешает, по его мнению, развитию России – «грязь, пошлость, азиатчину». Он ругает интеллигенцию, которая не работает и ни к чему не стремится. Однако молодой энтузиаст не замечает, что сам является точно таким же. Он только красиво говорит, но ничего не делает, даже в университете доучиться не смог. Пете тоже нет никакого дела до вишнёвого сада, его сохранение в планы вечного студента не входит. Сад для него всего лишь воплощение крепостного права, от которого нужно быстрее избавиться. Петя не думает о том, что для кого-то это не просто деревья, а часть жизни, воспоминания.
Вишнёвый сад – это то, что существовало издавна, ещё до рождения Фирса, Раневской, Гаева. Весной сад расцветает, осенью приносит плоды, здесь живут птицы, благоухают цветы. Сад наполнен жизнью, а с его хозяевами ничего не происходит. Они всё время заняты разговорами, которые ничего не в силах изменить. Для того чтобы понять дальнейшую судьбу сада, под которым автор подразумевал всю Россию, необходимо подробнее рассмотреть образы представителей молодого поколения.
Петя Трофимов – двадцатишестилетний юноша, именуемый вечным студентом, потому что он никак не может окончить учёбу. Он уже несколько раз был отчислен из университета. Петя – разночинец, сын аптекаря, поэтому он не обременён заботами о своём имении и ни к чему не привязан. Все в имении Раневской радуются его приезду, но переживают, чтобы это событие не вызвало у хозяйки тягостных воспоминаний. Когда-то Петя был учителем её семилетнего сына, который утонул в раннем возрасте.
Автор относится к этому герою с некой иронией и выражает это через отношение других персонажей. Раневская называет Петю «недотёпой», а Лопахин отмечает, что он «страсть, какой умный». Также его называют «облезлым барином», «чистюлькой». Внешне Петя не отличается особой красотой, к тому же рассеян.
Примечательно, что его пафосные речи всё время остаются недосказанными, так как их каждый раз что-нибудь прерывает. Возможно, тем самым А.П. Чехов осуждал его способность видеть во всём только плохое, «нравственную нечистоту». В наиболее полной мере духовная несостоятельность этого героя проявляется после заявления о том, что он выше любви. Этим высказыванием он хотел показать собственное превосходство, а в итоге продемонстрировал обратное. Если бы он был сформированной личностью, то не делал бы таких глупых заявлений. Не зря Раневская упрекает его в чёрствости, когда он, утешая её, говорит, что не имеет значения продано имение или не продано.
Интересно, что Петя, который выступает против дворянства и родовых гнёзд, тем не менее, продолжает жить в доме Раневской. Он оставляет имение только после его продажи, хотя и предлагал Ане незамедлительно покинуть его в самом начале пьесы. Получается, что даже собственным примером он не готов воплотить свои идеи в жизнь.
Петя убеждает всех окружающих в том, что лучшее будущее непременно наступит, и каждый обретёт личную свободу. Он действительно верит в светлое будущее, когда вся Россия превратится в цветущий сад, но перед этим необходимо исправить ошибки прошлого тяжелым и непрерывным трудом. Однако сам юноша ничего не делает ради своего государства, пока он только рассуждает и учит других, как нужно жить.
Образ Пети Трофимова неоднозначный, нельзя точно определить положительный он герой или отрицательный. В Пете много хороших задатков, но его мировоззрение не позволяет найти им применение. Он всего лишь участник истории сада, не имеющий возможности на что-либо повлиять.
Аня Раневская – дочь главной героини пьесы Любови Андреевны Раневской. Ане семнадцать лет, она совсем ещё ребёнок, но уже увлечена Петей Трофимовым, поэтому следует его идеям. После рассуждений Пети о крепостном праве и тяжёлом прошлом русского народа, Аня понимает, что больше не любит вишнёвый сад. Теперь родное имение для неё является лишь символом тягот, выпавших на долю бедных крестьян. Аня даже рада тому, что вскоре это всё закончится и дом с садом будут проданы другим людям. Она искренне радуется отъезду, потому что теперь для неё начинается новая жизнь.
Её решительность и энтузиазм достойны уважения, но они держатся только на вере в слова Пети Трофимова, который никогда не подкреплял их действиями. Аня слишком доверчива и молода, для того чтобы изменить жизнь, но она искренне верит в светлое будущее.
Ещё одним представителем молодого поколения в пьесе является приёмная дочь Раневской Варя. Это действенная и своеобразная личность, представляющая собой сложный и цельный образ. Ей исполнилось всего двадцать четыре года, но она уже ведёт все дела имения. Варя относится к тому типу людей, которые мало говорят, а много делают. Её образ символизирует в пьесе настоящее. Именно она пытается вместе с Гаевым спасти имение от долгов, но в отличие от него понимает, что это маловероятно и не даёт близким несбыточных обещаний.
По своей натуре Варя очень скромная и набожная девушка, которая добросовестно исполняет свои обязанности. Она постоянно занята хозяйственными заботами, и в отличие от своей приёмной матери умеет экономить. Варя реально смотрит на вещи и видит, что ждёт имение впереди. Она понимает, что Любовь Андреевна разорена, но ничего не может с этим поделать. Варя мечтает иметь в своём распоряжении хоть немного денег, чтобы побывать в святых местах, а затем стать монахиней.
Девушка искренне привязалась к Раневской и Ане, поэтому весьма тяжело переживает предстоящее расставание с садом. Кроме того, она всё не может дождаться предложения от Лопахина, которому явно небезразлична. В результате девушка оказывается вынужденной устроиться экономкой к другим помещикам. В её жизни так и не наступили перемены к лучшему, но она действительно будет трудиться дальше, до тех пор, пока сможет. Если светлое будущее всё же придёт, то лишь благодаря таким, как она.
А.П. Чехов так и не дал ответа в своём произведении на вопрос, сможет ли молодое поколение изменить Россию к лучшему. Оставив открытый финал, он дал возможность каждому подумать над этой темой. Гибель вишнёвого сада неизбежна, но неизвестно, что ждёт всех после неё.