Мотивы Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского объясняются созданной им чудовищной теорией, оправдывающей совершение преступлений во имя человечества.
Замысел романа «Преступление и наказание» у Ф. М. Достоевского появился еще, когда он отбывал наказание на каторге. Этот жизненный опыт лег в основу написания произведения. Первоначально он предполагал его как роман-исповедь. Впоследствии, когда будучи за границей писатель приступил к работе, сюжет изменился. Повествователем стал автор, а не герой, как предполагалось ранее. Прототипом главного героя Родиона Раскольникова стал реальный человек. Раскольник Герасим Чистов совершил убийство двух женщин по религиозным убеждениям. Достоевский заменил религиозные убеждения созданной самим героем теорией.
Раскольников живет в Петербурге в небольшой каморке, больше похожей на шкаф. У него нет средств к существованию, учеба в университете по этой причине оставлена. За квартиру он задолжал много денег, еды хозяйка ему не отпускает. Только Настасья, добрая душа, приносит ему немного еды. Он донашивает остатки одежды, потеряв человеческий облик. Такая жизнь привела его в раздражительное и напряженное состояние. Он ушел в себя и боялся встреч со знакомыми. Им овладела апатия, пропал интерес к жизни, не хотелось ничем заниматься, и лишь одна мысль вызывала в нем волнение. Раскольников задумал совершить убийство. Его жертвой должна была стать старуха-процентщица Алена Ивановна, берущая вещи под залог. Это была одинокая, вредная, злая старушонка. Она жила вдвоем с сестрой Лизаветой, которую нещадно эксплуатировала и не считала за человека. Алена Ивановна была богата и все накопления после смерти собиралась оставить монастырю. По мысли Раскольникова, деньги старухи могли бы принести много пользы хорошим, но бедным людям.
И все же молодой человек совершает преступление не из корыстных побуждений. Отправной точкой послужила созданная им теория, по которой он делил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Бывший студент юридического факультета, Раскольников пишет статью, в которой он рассматривает психологическое состояние преступника. В конце статьи он замечает, что некоторые люди имеют право на совершение разных бесчинств в интересах человечества. Это является одним из мотивов, направивших героя на преступный путь.
Теория Раскольникова, разделившая общество на людей обыкновенных и необыкновенных, по сути своей является античеловечной, так как оправдывает убийства. Обыкновенные люди составляют большинство населения земли, они нужны для воспроизводства, а также в качестве исполнителей воли необыкновенных. Они должны соблюдать законы, быть послушными. Необыкновенные – это выдающиеся люди, способные делать открытия, совершать преобразования, способствовать развитию человечества. Если для одного из великих дел потребуются человеческие жертвы, то это вполне допустимо. Толпа обычно казнит таких людей, но после смерти признает их заслуги.
Мысль о праве на пролитие крови была ключевой в статье Раскольникова. На нее обратил внимание и следователь, занимающийся убийством старухи, Порфирий Петрович. Именно эта фраза натолкнула его на мысль, что преступление совершил Раскольников. Не имея никаких доказательств, он предлагает «философу» прийти с повинной.
Раскольников, оказавшись за чертой бедности, отдаляется от людей. Он все более укрепляется в мысли проверить теорию на деле. Для оправдания убийства находится и благая причина: ценой жизни старухи совершить множество добрых дел. Так поступали многие великие люди, продвигая человечество по дороге прогресса.
Эту простую арифметику Раскольникова разделяют и другие герои романа. Накануне преступления он случайно подслушал разговор в трактире. Студент и офицер разговаривали об Алене Ивановне и ее сестре Лизавете. Студент высказал мысль, что убив вредную, бесполезную старушонку, можно на ее деньги поддержать молодые силы. Пожертвовав одной жизнью, спасти тысячи. Это убийство будет оправдано благородной целью. Появляется двойственность мотивов в романе. Мотив мессии, спасающего сотни жизней, более благородный, но не он является основным.
Взгляды Свидригайлова, страстно влюбленного в Дуню, оказывается, не так сильно отличаются от теории Раскольникова. Их сходство заметил Свидригайлов, как более старший и опытный. Действительно, на первый взгляд герои сильно отличаются друг от друга. Аркадий Иванович распущенный, стремящийся к удовольствиям человек, Родион благородный, порядочный. При более подробном рассмотрении можно обнаружить у них много общего. Они оба могут, не задумываясь, пожертвовать деньги на доброе дело. Раскольников, проникшись сочувствием, поддерживает семью Мармеладовых. Свидригайлов бескорыстно помогает Дуне, предлагает помощь Раскольникову. Оба совершают убийства, разница заключается только в мотивах, которые ими двигают. Свидригайлов помешан на чувственных удовольствиях, Раскольников ищет подтверждения своей теории. Он хочет убедиться, что принадлежит к высшему разряду, к необыкновенным людям.
Герой признается в своем преступлении Соне Мармеладовой, которая переступила черту ради спасения других людей. Он видит в ней душевно близкого человека, способного понять его муки и взгляды. Раскольников не приукрашивает, а честно говорит, что убил только для себя, а не ради каких-то высоких целей. Ему нужно было только убедиться в своей избранности. Свидригайлов же убийство старухи не расценивает как преступление. Это позволяет ему увидеть в Раскольникове себе подобного. «Мы одного поля ягоды», — говорит он. Их преступления влекут за собой наказания: один пускает себе пулю, другой идет на каторгу.
Если говорить о муках, которые испытывает Раскольников после совершения преступления, то это больше страдания уязвленного самолюбия. Он хотел убедиться в своей необыкновенности, но понял обратное: он обычный человек, совершивший убийство бесцельно, никого не осчастливив, никому не доставив блага. Роль мессии, которую он хотел на себя взять, не удалась. Никто не плачет по старухе, ничего не изменилось после ее смерти в городе, но ее богатство просто переместилось из сундука под камень в закоулке. Понимая это, Раскольников не видит иного выхода, как сознаться в преступлении.
Совсем отказаться от теории в одночасье он не может. Мысль о своей обычности угнетает. Спасение приходит в лице Сони Мармеладовой, которая идет с ним на каторгу и стоически переносит все лишения, поддерживая любимого человека. Любовь к Соне и вера в Бога сделали свое дело: Раскольников, как библейский Лазарь, воскресает к новой жизни.