Народ в романе «Тихий Дон» (М.Шолохов)

Народ в романе Сочинения по литературе

Авторы интернет-журнала Литеровед предлагают читателям сочинение по литературе на тему «Народ в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)», в котором расскажут о главном герое эпопеи – казачестве.

«Тихий Дон» М.А. Шолохова – это не просто книга, а настоящий шедевр, появление которого стало заметным событием в литературной жизни страны. В течение долгого времени не утихали споры вокруг произведения, связанные с авторством, с героями, историческими событиями, отраженными в романе, однако в отношении мастерства писателя все сходились и сходятся в едином мнении: произведение гениально. «Тихий Дон» по праву называют «Илиадой» двадцатого столетия. Каждое новое поколение по-новому перечитывает его, по-своему истолковывает характеры героев, истоки их трагедии. Каждое новое прочтение дает возможность глубже познать художественный мир писателя и прочувствовать особенность шолоховского дарования.

Главными героями романа-эпопеи являются не только отдельные персонажи, но и весь народ — казачество, которое с давних времен селилось на берегах Дона, ставшего для народа настоящим кормильцем и поильцем. Великая река давала казакам и богатый улов, и воду. С Доном прочно связана жизнь народа. Спокойно и величественно текут его воды в мирное время, темнеют и шумят они в дни горечей и несчастья. Писатель показывает казаков и в мирной жизни, и во время страшных событий войны, рассказывает об их традициях и обычаях, о душевных качествах.  

С первых страниц произведения перед нами появляются люди гордые, способные на сильные чувства, обладающие независимым характером. Внимание читателей захватывает история Прокофия Мелехова, поразившего весь хутор «диковинным поступком»: с турецкой войны он вернулся не один, а с женой-турчанкой, которую так любил, что даже носил на руках по вечерам на макушку кургана, садился с ней рядом, и так вдвоем подолгу они глядели на степь. Когда же разъяренная толпа хуторян, решивших, что в падеже скота виновата жена Мелехова, подошла к его дому, Прокофий встает на защиту своей любимой женщины с шашкой в руках. От этих двух любящих людей, сумевших бросить вызов целому хутору, пойти против традиций, пошли в хуторе Турки, так по-уличному называли Мелеховых. Григорий, как и его дед, умеет любить сильно, по-настоящему. Его чувство к Аксинье станет настоящим испытанием. Автор в начале произведения неслучайно рассказывает историю Мелеховых. Так писатель желает не только познакомить с персонажами произведения, но и отметить, что, как и любому человеку, казаку необходима семья – опора и крепость, радость и счастье. Главным в доме считался мужчина: он ходил на сход, принимал решения, с ним считались, его слушались даже взрослые дети, имеющие свои семьи, но живущие с отцом.

В казачьей среде человека ценили по его отношению к работе, по трудолюбию. В изображении Шолохова казаки – народ трудолюбивый. Недаром в произведении немало картин, рисующих мирную трудовую жизнь. Казаки работают в поле, выращивая хлеб, ухаживают за многочисленной скотиной, рыбачат на Дону. Герои, кажется, ни минуты не сидят без дела. Всю жизнь работала Ильинична, беспокойным и хлопотливым кажется Пантелей Прокофьевич. Аксинья все время чем-то занята: носит воду из Дона, сгребает сено за косарями, доит корову, сама пашет и сеет, так как муж ее, Степан Астахов, на военной службе, сама перекрывает крышу. О Григории Мелехове в Татарском тоже говорят, как о работящем казаке. Мать Натальи Коршуновой, к которой сватается герой, считает его славным женихом и отмечает, что семейство Мелеховых работящее, есть у них в доме достаток. Деду Натальи, Мирону Григорьевичу, жених нравился за казацкую удаль. Старик выделил Григория среди всех станичных парней, когда младший Мелехов взял первый приз за джигитовку на скачках.

С большой любовью автор описывает сцены покоса, когда на луга выходили всем хутором. Женщины надевали цветастые, нарядные юбки, на голову повязывали красивые платки. Издали казалось, что весь луг расцветал разноцветными красками. И от этого буйного многоцветья становилось радостно и весело на душе, отчего все шутили, смеялись. Общим настроением заражается и Дуняша Мелехова, которая, разглядывая луг, весело подпрыгивала на тонких ножках. Исстари повелось, что первым на покос становился глава семьи, а за ним уже остальные члены. Перекрестившись на еле видневшуюся вдали церковь, Пантелей Прокофьевич делает первый взмах косой, за ним встает Григорий и, будто играя, ведет прокос.

М.А. Шолохов рисует казаков не только как великих тружеников, но и как смелых, надежных воинов. С детских лет мальчиков учат обращаться с лошадями, сидеть в седле, владеть оружием. Повзрослев, молодые казаки участвуют в джигитовке, где показывают свою силу, удаль, свое мастерство. Каждый казак проходит воинскую службу, куда прибывает со своим конем и справой. Ежегодно в казачьих лагерях проводились воинские сборы, в которых участвовали казаки, прошедшие службу в армии. В лагерях совершенствовали навыки стрельбы, совершали марш-броски, проводили тактические занятия по ведению боя в составе сотен и казачьих полков. По обычаю казачка, провожая мужа на сборы, подводила ему коня, подавала ему в руки повод. Затем родные прощались, и казак верхом на коне выезжал со двора. Матери благословляли сыновей в дорогу.

Умеет народ в романе и веселиться. Много песен сложили казаки о родной земле, о любимом Доне, о любви, о том, о чем горюет и чему радуется их душа. Поют их и в праздники, и в будни. Писатель, не жалея красок, описывает сцены сватовства, а потом свадьбы Натальи и Григория. Разрумянившаяся и подвыпившая Дарья заводит песню, которую тут же подхватывают гости, голоса сплетаются. Сотрясая оконные стекла, грохочет голос Христони, смешивается со сплошным бабьим визгом, к которому затем примешивается старческий, дребезжащий, как обруч на бочке, мужской голосок. А потом песни сменяются задорной пляской. Под пьяные визги и уханье топчутся в кругу бабы, машут кружевными платочками, сучат локтями в пляске. Как только гармонист заиграл казачка, Петр Мелехов просит круг. Он мастерски перебирает ногами и выводит чудеснейшие коленца под басовые переливы трехрядной гармошки. К нему присоединяются другие, а под конец общему настроению поддаются и Ильинична с Мироном Григорьевичем.

Народ в романе изображен в большей степени религиозным. Он соблюдает посты, отмечает православные праздники, приступает к работе, перекрестившись. Уезжая на войну, и старые, и молодые казаки увозят с собой списанные от руки молитвы, переданные им предками.

Писатель передает и социальную неоднородность казачества: среди них есть богатые, состоятельные семьи и нуждающиеся. Коршунов отправляет своего сына на службу на чистокровном скакуне, а Мелеховым, чтобы справить сбрую, нужно продать скот, а потом на вырученные деньги купить строевого коня. Коршуновы слыли во всей округе первыми богачами. У них было четырнадцать пар быков, больше десятка дойных коров, гурт овец в несколько сот голов, косяк лошадей, среди которых были чистокровные  матки с Провальских заводов. Дом у Мирона Григорьевича был большой, в шесть комнат, крытый железом. Ухаживать за всем хозяйством Коршуновым помогали работники, хотя сами хозяева и их дети работали много. Одним из бедных семей в хуторе Татарском была семья Кошевых. Григорий Мелехов дружил с их сыном Михаилом. Домик у Кошевых был саванный, небольшой и низенький, в хозяйстве была одна-единственная кобыла, которую мать Мишки просит жалеть и беречь, когда сын уезжает работать атарщиком. Единственным кормильцем в семье был Михаил Кошевой. Однако как ни старался молодой человек, достатка в семье так и не было.

Не скрывает М.А. Шолохов и отрицательные стороны народа. Он осуждает и пьянство некоторых казаков, и особую жестокость и деспотизм. Нередко Пантелей Прокофьевич ругает Ильиничну обидными словами, не жалея, избивает Аксинью ее муж, Степан Астахов. Автор не может и не желает оправдать и разгульный образ жизни Дарьи Мелеховой, который довел молодую женщину к трагедии и гибели.

Великий писатель изобразил в романе народ таким, каким его знал сам. Перед читателями проходят люди гордые, честные, трудолюбивые, прямолинейные и гостеприимные. Это вечные труженики и смелые воины.  Они дорожат вечными нравственными ценностями: родной землей, отчим домом, семьей, честью и совестью. Любовь к своей отчизне, домашнему очагу, свои традиции и обычаи народ передает от поколения к поколению, от отцов к детям. Читая произведение, невольно влюбляешься в героев, чьи непростые судьбы описывает автор.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий