Уважаемые читатели Литероведа, предлагаем вам сочинение на тему «Обломов и обломовщина в романе Гончарова «Обломов», в котором раскроем образ главного героя произведения и дадим определение термину «обломовщина».
Роман «Обломов» И.А. Гончарова был написан в пору острейшего кризиса крепостничества. Образ главного героя, Ильи Ильича Обломова, в котором автор изобразил ленивого, апатичного, не способного к деятельности помещика, воспитанного в обстановке барской усадьбы, где господам жилось безмятежно и счастливо, был актуален для современников.
И.А. Гончаров с первых строчек романа окунает читателей в атмосферу быта и порядка в доме Ильи Обломова. Мы видим тридцатитрехлетнего барина лежащим на широком диване в четырехкомнатной квартире на Гороховой улице Петербурга. Описывая портрет героя, писатель отмечает мягкость в чертах Обломова, излишнюю изнеженность, округлость. Он был не по годам обрюзгшим. На его приятном лице с темно-серыми глазами и бледной кожей не задерживалась надолго ни одна мысль. Она «гуляла вольной птицей по лицу», порхала по его губам, глазам, по лбу и наконец пропадала, оставляя после себя след беспечности. Одет Обломов в любимый домашний халат, мягкий и гибкий. Как только он опускал ноги, они сразу попадали в широкие и уютные домашние туфли.
Илья Ильич практически не выходит из дома. Никакие просьбы и уговоры приятелей, которые иногда посещают его, не могут заставить барина оставить уютное гнездышко и окунуться в атмосферу городского шума и суеты, светских мероприятий и развлечений. Он придумывал десятки причин, чтобы отказать им и остаться дома, ведь для выхода в свет нужно было переодеться, а это уже представляло для Обломова большую проблему, решать которые он не умел и не мог. Илья Ильич никак не мог ответить на письмо старосты, полученное из Обломовки. Несколько лет назад он начал обдумывать проект по улучшению управления имением, но проект так и остался только проектом, так как до конца обдумать Обломов никак его не мог.
Состояние полусна-полудремы подобно болоту все больше и больше затягивало Илью Ильича в течение нескольких лет, с тех самых пор как оставил службу в одном из департаментов. Когда Обломов приехал в Петербург, он был полон планов и надежд. Устроившись на службу, он желал видеть в сослуживцах членов большой и дружной семьи, а начальника – отцом семейства. Однако вскоре он понял, что среди чиновников нет и не может быть теплых семейных отношений. Обломов, никогда до приезда в Петербург не утруждавший себя никакой работой, после двух лет службы вышел в отставку, облегченно вздохнул и спокойно зажил, не заставляя себя ежедневно по утрам идти в департамент.
Так прошло чуть более десяти лет. Обломов превратился в обрюзгшего, пополневшего, лысеющего барина. Все труднее ему было вставать с постели, поэтому, когда заходили гости, он даже не менял своего положения, а так и оставался лежать на широком диване. Книг он не читал, только строил мечты, витал в облаках, не желая понять и принять реальную действительность. Часто Илья Ильич грезил о счастливой семейной жизни в любимой Обломовке, однако для создания семьи ничего не предпринимал. Его отношения с Ольгой Ильинской, с которой барина познакомил Андрей Штольц и которую Обломов полюбил, не сложились, так как любовь – это тоже работа, а работать Обломов не умел. Жизненные обстоятельства заставили его переехать на Выборгскую сторону к Агафье Пшеницыной, которая смогла окружить его заботой и любовью, однако расшевелить и вытащить из болота лени и апатии не смогла, и через несколько лет после переезда Обломов умер. Что же унесло жизнь еще не старого человека? Что погубило его? На эти вопросы автор отвечает устами Андрея Штольца – обломовщина. Она, как болезнь, поражает русское дворянство, выросшее и воспитанное в тысячах таких же усадеб, как Обломовка. Именно оттуда берет свое начало обломовщина – состояние ничегонеделания, лени, апатии, отсутствие всякой высокой жизненной цели. Она лишает человека желания двигаться вперед, к чему-то стремиться.
Когда-то Илья Обломов был маленьким любознательным мальчиком. Утром няня умывала его, причесывала, натягивала чулочки и вела к маменьке, которая, осыпав сына страстными поцелуями, спрашивала у няни о состоянии Илюши. Он был единственным ребенком в семье, поэтому мальчика все обожали, часто его ласкали, обнимали. Когда Обломова отпускали гулять в сад, он с интересом наблюдал за всем вокруг. Ему хотелось взобраться на висячую галерею, чтобы посмотреть сверху на речку, но подниматься туда мальчику запрещают. Ему хочется выбежать за ворота, добежать до оврага, посмотреть, что там делается, однако и это запрещают ему. С детства Обломов видел, что Обломовка чаще всего погружена в сон и покой. О труде здесь отзываются как о тяжком наказании, поэтому, если есть возможность, то больше отдыхают.
Няня часто в детстве рассказывает ему сказки о неведомых и чудесных странах, в которых молочные реки с кисельными берегами, где нет ни холода, ни ночей, где целый год никто ничего не делает. В этой удивительной волшебной стране только целыми днями гуляют и веселятся добрые молодцы, подобные Илье Ильичу, и красные девицы, а щука исполняет все желания. Обломовка была для Обломовых той самой волшебной страной, где они праздно проводили свои дни, не заботясь о хлебе насущном. «Триста Захаров» всегда были готовы к их услугам, исполняли их желания, а господам оставалось только бездельничать.
Повзрослевшего Илюшу умывал, причесывал и одевал слуга Захар. Родители отправили сына учиться в школу Ивана Штольца, но мальчик учиться не хотел, поэтому, начиная с понедельника, когда нужно было ехать в Верхлево, начинал искать причины, чтобы отменить поездку. Родители, горячо любя своего Илюшеньку, потакали его желаниям и с радостью оставляли его дома на несколько денечков или на целую неделю. Своим излишним вниманием, опекой, заботой, образом жизни родители избаловали единственного сына. Привычка жить чужим трудом, которая была заложена с детства, привела Обломова к гибели. Она была настолько сильна, что, даже попав в другие условия, Обломов не смог адаптироваться к ним, а продолжать следовать тем же традициям, которые он усвоил еще в детском возрасте.
И.А. Гончаров в романе «Обломов» реалистично изобразил картины жизни русского дворянства, а также рассказал об условиях, которые порождают обломовщину, подавившую лучшие начала не одной личности и погубившую не одного человека. Эти страшные условия писатель видел в крепостном праве.