Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление? (И.А. Гончаров)

Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление? (И.А. Гончаров) Сочинения по литературе

Сочинение на тему «Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление? (И.А. Гончаров)» заставило нас задуматься над вопросом: сопоставляет главных героев автор или противопоставляет и с какой целью он это делает.

Летом 1957 года в Мариенбаде русский писатель И.А. Гончаров читал И.С. Тургеневу и А.А. Фету свое новое произведение – роман «Обломов», который был опубликован чуть позже, в 1959 году, и принес автору мировую известность. Произведение перевели  почти на все языки мира, спектакли по «Обломову» до сегодняшнего времени идут на сценах как российских, так и зарубежных театров, по роману снят фильм. Написание произведения и его издание предшествовали одному из главных событий в русской истории – отмене крепостного права. Это были непростые годы, полные раздумий о путях развития России, время мучительного ожидания перемен. И.А. Гончарова тоже волновали эти непростые вопросы, которые он пытается решить в романе «Обломов». На примере частной жизни он показал все пагубное влияние крепостного права на российское общество.

В композиционной основе произведения лежит прием антитезы, то есть противопоставления, при помощи которого автор помогает читателям понять душу героев, выделяет их неповторимые, особенные личностные качества. В Илье Ильиче Обломове и  Андрее Штольце – главных персонажах романа – противопоставляется все, вплоть до мельчайших деталей: происхождение, воспитание, образ и стиль жизни, отношение к службе, внутренние человеческие качества.

Илья Ильич Обломов – молодой барин, единственный сын и наследник своих родителей. Он рос и воспитывался в родовом имении Обломовке, расположенном в тихом и спокойном местечке. После окончания частного пансиона Ивана Богдановича Штольца переехал в Петербург, окончил университет и три года служил в одном из многочисленных департаментов столицы. Потом герой, придумав незначительную причину, уволился и засел в квартире на Гороховой улице, проводя время в пустых мечтаниях и снах. Халат превратился в его вторую кожу, а его широкий диван, казалось, навсегда сросся с героем.

Еще в детстве, наблюдая за жизнью родителей, маленький Илюша приучался к лени, покою и праздности. Барскому сыну не разрешали самому ни умываться, ни расчесываться, ни одеваться или поднимать уроненную вещь. Все за него выполняли сначала няньки, потом Захар. С раннего возраста Илье Обломову внушали мысль, что труд – это тяжкое наказание. Родители, потакая любимому сыну, убили в нем стремление к знаниям, познанию нового. Сначала они не разрешали «исследовать» мир вокруг имения, который был так интересен маленькому Илюше, потом целыми неделями позволяли гостить дома и не посещать по разным причинам занятия в пансионате. Такое воспитание сделало героя апатичным, ленивым, не умеющим найти выход в трудной ситуации, решить какую-либо проблему. У него нет никакой цели в жизни, никаких живых интересов. Он живет, словно по инерции, не задумываясь и не переживая о завтрашнем дне. Илья Ильич дорожит только своим спокойствием и удобством и даже ради любви не готов от них отказаться.

Однако, кроме лени, равнодушия к жизни и инертности, Обломов не лишен и положительных качеств. Он мечтательный, мягкий, простой, неподдельно добрый человек с огромным сердцем и чистой, неиспорченной  душой. Может быть, именно поэтому Андрей Штольц спешит к нему в гости после долгих поездок, чтобы отдохнуть душой рядом с великодушным и добрым товарищем.  

Несмотря на крепкую, многолетнюю дружбу, друзья совершенно разные. Андрей Штольц родился в семье с другими устоями и традициями. Его мать была русской дворянкой, мечтающей видеть в единственном сыне молодого барина, однако большую роль в его воспитании сыграл отец – Иван Богданович Штольц, немец по происхождению. С ранних лет Андрей изучал окружающий мир, пропадая, бывало, по несколько дней где-то, но каждый раз открывая для себя что-то новое. Он усердно учился, много читал, переводил, ни минуты не оставаясь без дела. Иван Богданович Штольц воспитывал в сыне любовь к знаниям, привычку думать, работать. Андрею часто приходилось выполнять поручения отца, и ни разу сын не подвел его. Все это развивало в нем умение ставить цели и достигать их, жить своим умом, надеяться только на себя в решении жизненных вопросов. Старший Штольц часто брал с собой подросшего сына на фабрику, на поля, заезжал с ним к купцам, даже устроил работать учителем в своем пансионате. Труд был основой жизни в семье Штольцев. После окончания университета Андрей не стал задерживаться около отца, а отправился в Петербург со ста рублями денег ассигнациями. В столице он устроился на службу, сделал блестящую карьеру, добился уважения, определенного веса в обществе. Все, чего достиг Андрей в жизни, он достиг своим умом и трудом, благодаря своей предприимчивости и настойчивости. Выйдя в отставку, он занимался коммерцией, различными проектами, много путешествовал, общался с людьми, был все время в движении и позволял себе отдохнуть только у Ильи Обломова на его широком и удобном диване. И сам И.А. Гончаров, и читатели романа  любуются кипучей энергией Штольца, настроенного против спячки и лени, за просвещение и труд. Однако в его характере нет той поэзии, мечтательности и мягкости, какие есть у Обломова. Андрея интересуют только собственные интересы, у него нет программы служения обществу.

Читатель обращает внимания на то, что герои Гончарова не похожи друг на друга даже внешне. Рисуя портрет Обломова, автор отмечает мягкость в выражениях его лица, линиях тела, движениях. У героя мягкие пухлые руки, такие же плечи, не по летам обрюзгшее тело, что говорит о неприспособленности к труду, частом безделье, лени. На его светлом лице и темно-серых глазах почти никогда не было и тени мыслей.

Андрей Штольц был стройным, немного худощавым, мускулистым молодым человеком. Казалось, он весь состоял из мускулов, нервов и костей и этим походил на чистокровную английскую лошадь. В его теле не было ничего лишнего, оно было физически крепкое и здоровое. Герой никогда не делал резких движений, был всегда спокоен. Его зеленые выразительные глаза смотрели на мир с большим интересом. Весь его внешний вид говорил о том, что Штольц натренировал тело постоянным движением.

Таким образом, мы убеждаемся, что автор не сопоставляет героев, а противопоставляет их. Через этот художественный прием И.А. Гончаров смог показать всю глубину внутреннего мира Ильи Обломова и Андрея Штольца, черты их характера.    

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий