Образ Андрия в повести «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь) весьма сложный и противоречивый. На первый взгляд, может показаться, что Андрий – легкомысленный, безответственный сын, который легко решился на предательство ради женщины. Но на самом деле Гоголь не пытался сделать из него подлеца и предателя. Андрий, в первую очередь, мыслящий и анализирующий и одновременно пылкий и страстный, умеющий ценить прекрасное.
Андрий храбрый, мужественный, смелый казак. Он воевал достойно, так что старый отец мог только гордиться своим сыном. Младший сын главного героя отличался живым умом и смекалкой. Ему легко и с удовольствием дается учеба в семинарии, и здесь Гоголь подчеркивает легкость характера Андрия, ведь человек с тяжелым характером не смог бы без напряжения взяться за учебу.
Гоголь дает подробную характеристику его внешности: «Это дитя было двадцати с лишком лет и равно в сажень ростом», «…смелою дугой выгнулась бархатная бровь, загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня, и как шелк, лоснился молодой черный ус». Понятно, что перед читателем предстает очень красивый статный молодой человек. Но не только красоту лица подчеркивает автор этими словами. Кроме того, что Андрий – бравый и смелый казак, его сердце тонко чувствует жизнь, его чувства богаче и сложнее, чем у его брата Остапа. Андрий любил длительные неспешные прогулки «где-нибудь в уединенном закоулке Киева», созерцая красоту цветущих деревьев. Умел герой восхищаться и музыкой, она завораживала его, заставляла слушать с приоткрытым ртом. И конечно, только по-настоящему добрая и чистая душа способна на сострадание. Андрий, бесстрашный и жесткий в бою, без малейшего колебания отдает кусок хлеба умирающему человеку. И именно умение сострадать заставляет его сомневаться в справедливости законов Запорожской сечи, когда он видит казнь убийцы. И если для Остапа, как и для большинства казаков, такого вопроса не возникает, так как для них законы Родины неоспоримы, то Андрий не согласен с этим. Он пытается ответить для себя, как бы поступили люди в другой стране? Будучи патриотом, он не может принять жестокость нравов своих земляков.
И Остап, и Андрий смело воюют с поляками, однако и в бою проявляется страстная натура младшего брата. В бой он окунается с головой. Без холодных расчетов наслаждается Андрий боем, бросается в самое пекло, забывает обо всем на свете так же самозабвенно, как и любит, а звон оружия и блеск сабель звучат для него музыкой.
Андрий не похож на отца, для которого женщины являются необходимостью в быту. Андрий уважает их, он не стесняется любить и быть с ласковым и нежным: «Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы». Это прекрасное чувство любви, на которое был способен Андрий, его и погубило. Еще перед отъездом из Киева полюбил Андрий полячку. И настолько сильным было это чувство, что затмило собой все. Ради любви герой отрекается и от Отчизны, и от брата с отцом, и от товарищей: «А что мне отец, товарищи и отчизна!» «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты!» «И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Своим поступком Андрий подписал себе смертный приговор от руки отца. Он прекрасно понимал, чем ему грозит его поступок и все-таки поставил на чашу весов все. Но даже в последнюю минуту жизни Андрий вспоминает любимую, умирая с ее именем на губах. Он выбрал между Родиной и любовью чувство и был верен до конца своему выбору.
Конечно, Андрий совершил преступление и против чести, и против семьи, и против Отчизны. Но Гоголь описывает всю глубину чувств Андрия именно для того, чтобы читатель понимал: перед ним не отрицательный герой, ведь не ради какой-то своей выгоды он перешел на сторону врага. Его чувства так же благородны, как и любовь казаков к Родине, поэтому его нельзя не уважать, но Андрий жил в то время, когда патриотизм и верность своему народу ценились превыше всяких других чувств. Поэтому на фоне безоговорочного патриотизма своего народа Андрий будто бы откалывается от идеи произведения, пытаясь воевать с народными убеждениями. И в этом тоже есть определенная смелость, ведь, как мы знаем, Андрий не был просто влюбчивым и ветреным казаком. Но он умел глубоко и сильно чувствовать, отдаваясь чувству целиком.