Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — это образ мудрого, доброго и в меру ироничного человека. В этом произведении он не прячется за фигурой главного героя, и эта манера придаёт повествованию особую доверительную атмосферу.
Личность автора-рассказчика присутствует на протяжении всего сюжета. Он делится своим мнением относительно происходящих событий, характеризует всех героев, открыто общается с читателем. Он много рассуждает, наполняет каждый отрывок романа своими воспоминаниями и лирическими отступлениями.
Автор говорит о том, что он лично знаком с Евгением Онегиным, называет его своим добрым приятелем. В романе также говорится о том, что они познакомились ещё в те времена, когда был жив отец Евгения, даже собирались вместе отправиться путешествовать, а затем длительное время совсем не общались. Тем не менее, письмо Татьяны к Онегину каким-то образом попало в руки автора, и он бережно его хранил, часто перечитывая. Он очень трепетно относился к Татьяне и описывал её с особой любовью, поэтому её письмо стало для него настоящей реликвией. В конце романа автор рассказывает о том, что у этой героини есть реальный прототип, тоже с непростой судьбой.
В романе «Евгений Онегин» автор такой же полноценный персонаж, как и все остальные. Он признаётся, что во многом они с Евгением похожи, поэтому он понимает его, как никто другой. Автору также знакома убийственная скука, охватившая главного героя, ему тоже наскучила светская роскошь и развлечения. Именно этот период разочарования и стремление к уединению сближает автора и Онегина.
О себе автор говорит достаточно много. Он достиг возраста тридцати лет, когда, по его мнению, уже пора успокоиться, стать мудрее и остепениться. Неизвестно где он сейчас находится, но когда-то жил в Петербурге, откуда ему пришлось уехать из-за неподходящего для его здоровья климата. Также он был большим любителем красивых женщин, которым с лёгкостью разбивал сердца, благодаря своей хитрости и наблюдательности.
В романе более двадцати лирических отступлений, в которых автор рассказывает о себе и своём прошлом, обсуждает моду, природу, приверженность русского человека к родным обычаям и традициям. Особое внимание он уделяет высшему обществу, описывая в деталях их быт и досуг, что даёт читателю возможность узнать о реальной жизни современной автору столицы. Но и об описании простого народа он не забывает, поэтому роман «Евгений Онегин» по праву называется «Энциклопедией русской жизни».
В сюжете нет никаких случайностей. Все кульминационные моменты в романе остаются открытыми не из-за лени автора, о которой он ранее говорил, а для того чтобы читатель сам мог прийти к выводу, без каких-либо навязанных идей. А открытый финал предоставляет возможность каждому самому решить участь всех героев романа, определить их дальнейшую судьбу.
Образ автора оказывает большое влияние на композицию произведения, он служит для связки лирической части и основной. Кроме того, благодаря такой манере повествования мы многое узнаём о жизни самого А.С. Пушкина: историю начала его творческой деятельности, литературные противостояния, касающиеся его произведений, настроение всего общества в целом.
Особое место в образе автора занимает его умение иронично относиться к самому себе. Он даёт характеристику своему роману, без каких-либо намёков на собственный талант. Ещё в самом начале повествования он говорил о том, что критически относился к каждой новой главе, но исправлять что-либо ему было лень. Тем не менее, во всех лирических и философских отступлениях заметно присутствие мудрого человека, который много повидал на своём веку. Он хорошо знал людей. Но, несмотря на их пороки, не перестал относиться к ним с почтением и любовью.
В романе «Евгений Онегин» автор занимает уникальную позицию. Он не только повествует о жизни своих персонажей и описывает современную ему Россию, он сам является непосредственным участником происходящих событий. Таким образом, А.С. Пушкин в своём произведении выступает в роли повествователя и героя одновременно.