Образ доктора Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Образ доктора Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Сочинения по литературе

В сочинении «Образ доктора Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» тема раскрывается на основе краткого анализа проблемы интеллигенции и революции, которая тесно связана с героем произведения.

Роман «Доктор Живаго» был написан в 1955 году. Целью автора было показать Россию последнего сорокапятилетия. Он хотел поделиться взглядами на искусство, место человека в истории. Веру в Христа он ставил в центр идейного замысла. Историю же изобразил как драматическое действо, в центре которого находится сам художник. Человеческая судьба рассматривается автором в потоке времени.

Главным героем, через восприятие которого показаны исторические события, является доктор Юрий Андреевич Живаго. Особенность романа состоит в том, что Живаго пишет стихи, и окружающую действительность он воспринимает по-особенному, как поэт. С этим связан художественный мир произведения, в котором изображение субъективно преломляется. Важной частью романа являются стихи Юрия Живаго, в которых раскрывается смысл его существования. Не случайным является и выбор имени героя. Фамилия Живаго является родственной глаголу «жить». Живой, чувствующий жизнь человек – это главная характеристика героя. Он пытается уловить суть событий, связать их с целым миром.

История героя начинается с трагического события, похорон его матери. Потом читатель встречается с его отцом, который едет в поезде с юрисконсультом Комаровским. Андрей Живаго некогда был богат, но обанкротился. Причем произошло это не без помощи Комаровского, который споил его и довел до банкротства. Попутчиками Живого оказываются отец и сын Гордоны. Мише Андрей дарит набор уральских минералов, рассказав о том, что у него тоже есть сын. После этого он покончил жизнь самоубийством.

Мать Юрия не жила с мужем уже несколько лет. Он колесил по стране и распутничал, растрачивая миллионное состояние. Жизнь мальчика складывалась таким образом, что он часто оказывался в новой семье. Спустя год после смерти отца, умирает мать. Десятилетнего Юрия берет к себе дядя расстриженный священник Николай Николаевич Веденяпин. Будучи прогрессивным человеком, он оказывает влияние на мировоззрение племянника. Когда дядя уехал за границу, подросток поселился у Громеко. Кроме Юрия, семья профессора опекает и Мишу Гордона. Так встретились и стали друзьями Миша и Юрий, эту дружбу они пронесут через всю жизнь. Миша расскажет Юрию о встрече с его отцом и роли Комаровского в его судьбе. Позже станет известно, что у Андрея Живаго был еще один сын Евграф. Он найдет Юрия и станет его добрым ангелом-хранителем. Младший брат будет появляться в его жизни в самые трудные моменты.

Юрий поступает на медицинский факультет и становится доктором. Жизнь с Тоней под одной крышей способствует тому, что у молодых людей появляются симпатии друг к другу, она становится его женой, но не единственной женщиной в его жизни.

Кроме медицины, которая выполняет в жизни Живаго скорее практическую функцию, у него есть еще поэзия. Его стихи отражают суть жизни так, как он ее воспринимает. Его волнует все, во всем он хочет «дойти до самой сути». Стихи Живаго выделены в романе в отдельную часть и расположены в соответствии с сюжетом. Пастернак наделил героя поэтическим даром, которым обладал сам. Умение пропускать жизнь через творчество помогает ему справляться с трудностями. Писать стихи – для него значит жить.

Когда началась Первая мировая война, Юрий Андреевич становится военным доктором. На передовой он привыкает к «кровавой логике взаимоистребления». Вокруг него только горе да работа. На фронте он знакомится с медсестрой Ларой Гишар, ставшей по мужу Антиповой.  Он вспоминает, что уже однажды видел ее в Москве. Злым гением, соединяющим их судьбы, стал Комаровский. Он был любовником Лариной матери. Живаго был у них в доме, когда она отравилась, узнав, что Комаровский соблазнил ее дочь. Он встретил Лару на елке у Свентицких, когда она стреляла в любовника. Когда он напомнил ей об этом, то она сказала, что той Лары больше нет. Она действительно стала другой, более спокойной, мудрой, но не менее привлекательной.

На фронте Живаго застала новость о революции. Вернувшись домой с войны, доктор с удивлением обнаруживает, что стал одинок. Друзья и знакомые потускнели, потеряв свое мнение. Композиция произведения, система образов имеют одну особенность. Доктор Живаго представляет собой центр повествования. Остальные герои раскрываются в сопоставлении с ним, через его восприятие. Об этом говорит и сам герой. Он считает самым живым и ярким в них то, что они жили одновременно с ним и знали его. Это нельзя расценивать как гордыню или тщеславие. Живаго всегда старался относиться к людям с любовью. Он не осуждает никого за совершенные ошибки. Напротив, по его мнению, добродетель людей, которые никогда не ошибались, не имеет ценности.

В отличие от многих своих современников дворянского происхождения, Юрий Андреевич принимает революцию. Он понимает, что это историческое действо вовлекает в свой круг людей помимо их воли. История, по мнению Живаго, происходит не по воле людей. Он сравнивает ее с природой, она подобна траве. Как никто не руководит ростом растений, так никто не может влиять на ход истории. Толстой отрицал роль отдельной личности в исторических событиях, Пастернак пошел дальше и совсем отделил историю от человеческой воли. Живаго старается стать частью этого круговорота. Принимая революцию в целом, он не может согласиться с тем, что цели революции должны достигаться кровью и страданием ни в чем не повинных людей.

В 1918 году он с семьей уезжает на Урал. Они выращивают овощи, меняют вещи на продукты, пытаясь выжить. Сердце героя остро реагирует на происходящее. Появившаяся у него болезнь сердца выглядит символически. Судьба снова сводит Юрия с Ларой. Он отдается этой любви, считая ее высшим даром. Их любовь Пастернак изображает настолько естественной, что она неотделима от природы, ее одобряет небо, земля, облака. Это было словно создание нового общего мира, они наслаждались принадлежностью к этой вселенской красоте.

Находясь с Ларой, Живаго не забывал о жене. Обе женщины каждая по-своему очень дороги ему. Тоня – это домашний очаг, покой, семья, надежность. Лара раздвигает эти границы. Вместе с ней в стихах Живаго появляется «умиротворенная широта». Любовь, соединяя Лару и Юрия, вовлекает их в вечное движение жизни. И все же отношения с Ларой Живаго не может скрывать от жены, он считает это неправильным. Он едет домой и собирается во всем признаться Тоне.

По дороге его захватывают в плен партизаны. Он надолго задерживается в отряде. Здесь он в полной мере ощутил бесчеловечность гражданской войны: «Изуверства белых и красных соперничали по жестокости».  В описании этих событий мнения автора и его героя совпадают. За свершения революции приходится платить слишком высокую цену. Рушится семья Юрия, он теряет Лару, сам же оказывается среди чужих людей. Окружающий мир становится все более мелочным и наполняется пошлостью. Самое страшное, что он не может писать.

Живаго не вписался в новый строй. Он опускается, падает духом, утрачивает профессиональные навыки. Он сходится с дочерью дворника Марийкой, теряет связи с прежними друзьями, они ему стали совершенно не интересны. На фоне постоянных неурядиц быстро развивается сердечная болезнь. Евграф устраивает его на работу в больницу. В первый рабочий день Живаго умирает в трамвае, так и не доехав до места работы. На его похороны пришло много людей, «растерянных и забытых» им в жизни. Проститься с ним пришла и Лара.

В 1943 году Евграф встречает дочь Лары и Юрия, которая ведет беспризорный образ жизни. Евграф помогает ей так же, как некогда помогал брату.

Примечательно, что Пастернак планировал назвать роман «Смерти не будет». Это название подразумевало бессмертие как деятельную любовь к людям, что сближает Живаго с образом Христа. Человек, отражающийся в других людях, – это и есть душа его. С этой мыслью связана и профессия героя, он доктор, который постоянно оказывает помощь людям.

О романе можно сказать, что он лишен уроков жизни. Пастернак написал то, что он чувствовал в те годы он сам и его современники. Возможно, благодаря этому, произведение с восторгом было встречено за рубежом. За продолжение традиций русского эпического романа в «Докторе Живаго» Пастернак был удостоен Нобелевской премии.

Книга оказалась настолько популярной, что была несколько раз экранизирована. Первые фильмы были сняты зарубежными режиссерами. В 2005 году появилась российская кинолента, снятая А. Прошкиным. В течение двадцати последних лет произведение не сходит с театральных сцен. И это при том, что современники отказывали роману в художественной ценности. Вопреки их мнениям, роман продолжает волновать читателей и находить живой отклик в их душах.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня вглубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий