Образ Дона в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» очень важен: это полноправный участник и невольный свидетель всего, что происходит на его берегах. Именно река соединяет воедино мирное и военное время, а для казаков она становится символом Отчизны, за которую они сражаются.
Донские казаки в своих песнях говорят такие слова: «Ой, ты, наш батюшка, тихий Дон!» или «Ты кормилец наш, Дон Иванович!» И действительно, именно с этой рекой ассоциируется казачья судьба, хотя лихие воины и раскиданы по Днепру, Тереку, Яику.
Первоначально М.А. Шолохов хотел назвать роман «Донщина», но когда замысел эпопеи расширился, то и название изменилось на «Тихий Дон», стало символичным, характеризуя судьбу всего казачества в нелёгкие годы. Революция, Первая мировая война, а затем и Гражданская, тысячи погибших в сражениях и ещё тысячи тех, кто не сумел найти себя в новой жизни. Всё это видит Дон. А мы узнаём о том, что происходит с 1912 по 1922 годы из романа.
Традиция описания реки сформировалась задолго до появления шолоховского произведения. Дон упоминается в фольклоре и древнерусской литературе (вспомним, например, «Задонщину» или «Слово о полку Игореве»). Однако М.А. Шолохов по-своему переосмыслил образ Дона.
Кстати, образ Дона возникает уже в двух эпиграфах к эпопее. Сначала мы видим союз Дона-батюшки и земли-матушки. Потом же помутившиеся воды предвещают тревожное время.
Итак, какое же значение имеет этот образ в романе?
Во-первых, это способ изображения места действия и времени. Мы видим, как меняется река вместе с временами года. Зимний Дон, скованный льдом, передаёт ощущение оцепенения, весной разлив напоминает об обновлении, пробуждении жизни. Сезонные изменения — яркая иллюстрация ко всем событиям.
Во-вторых, это возможность передать красоту, широту донской земли. Причём видим мы её глазами героев. Так, Григорий Мелехов всегда держит в мыслях родной дом, донские степи. Ведь они ассоциируются у него с беззаботным детством и юностью. Это что-то родное, которое резко противопоставлено всему чужому. Не зря, живя в Ягодном, Григорий говорит: «По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь…» Вывод однозначный — казаки любят Дон, свою землю, поэтому их защищают.
В-третьих, образ Дона и гармоничная жизнь героев с окружающей природой приводят к мысли о вечности, устойчивости этого миропорядка, ведь крестьянская и воинская жизни вписаны Шолоховым в живой, непрерывный поток жизни природы: «А над хутором шли дни, сплетаясь с ночами, текли недели, ползли месяцы… застеклённый осенней прозрачно-зелёной лазурью, равнодушно шёл к морю Дон».
В-четвёртых, описания Дона связаны с историческими событиями. Спокойная река начинает бурлить вместе с войной, ворвавшейся к казакам: «За мысами уступов, в котлованах течение образует коловерть. Завораживающим страшным кругом ходит там вода: смотреть — не насмотришься». В тяжёлые годы Дон всегда на стороне казаков. Так, река разделяет белых и красных или скрывает участников банды Фомина на одном из островов.
В-пятых, образ Дона, состояния природы сопоставляются с психологическим состоянием главных героев (Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи и т. д.). То есть в описаниях природы автор отражает их характер и настроение, а не просто изображает пейзажные зарисовки. Поэтому-то пейзаж, образ Дона так важны, ведь главный объект таких описаний — человек. Наталья берёт в руки косу, чтобы перерезать горло и освободиться от тоски, отчаяния, нелюбви к ней мужа. В этот момент Дон также освобождается от зимы, от ледяных оков. К реке идёт Дарья, когда узнаёт о своей болезни. Над Доном в тот момент летают чайки, гуляет ветер. Такое же беспокойство на душе героини. Постепенно река успокаивается, как успокаивается и сама Дарья: «Я вон какую жизнь прожила и была вроде как слепой…» Потом Дон же принимает отчаявшуюся женщину и как бы смывает все её грехи.
В-шестых, образ Дона символизирует саму историю России, казачества в лихие годы, целого народа, а также выражает идею текучести времени. Например, Григорий, возвращаясь домой, подходит к берегу: «Прозрачно-зелёная вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев». Мелехов выкидывает винтовку, наган и патроны. Воды как бы смывают все прежние ошибки героя. Григорий прощается с прошлым, с годами кровавого безумия. Он вытирает руки краем шинели, чтобы чистым войти в новую жизнь, вернуться к родному дому, к земле, к сыну. Мелехов теряет Аксинью, брата, жену, невестку, друзей. Он видит вокруг разруху, пепелища. Но не теряется и не опускает руки: у него есть сын — надежда на возрождение, спасение, на то, что жизнь продолжится. И описание Дона как бы подчёркивает эту мысль: он жив, хотя сейчас ещё видна тёмная вода, а лёд сошёл не до конца. Река изменчивая и непостоянная, как и людская жизнь. Дон, как зеркало, отображает всё происходящее с казачеством. Но одно остаётся неизменным: Дон, что уносит воды к морю.
То есть Дон — многогранный символ. И детали, описывающие реку, несут символическое значение. Например, хрупкий, тонкий лёд, сковывающий воды, символизирует неустойчивость, шаткость, ненадёжность окружающей жизни. Крутой спуск по берегу к воде — переломные события в истории народа, а рассыпавшиеся ракушки — сам народ, выкинутый из привычной жизни. Галька, обкатанная волнами, — символ тяжёлых испытаний, предстоящих казакам, где их также обкатает война, сначала Первая мировая, затем и Гражданская. Стальная рябь — символ будущих событий, что произойдут в жизни казачества.
Итак, образ Дона в романе-эпопее имеет большое значение. Он отражает характер отдельных героев, выражает философию всего русского народа и конкретные взгляды автора. У реки две судьбы, две стороны — тишина, спокойствие и коловерть, буря. Эти два начала прослеживаются в судьбе Григория Мелехова, всего народа. Дон может быть мирным, а может — бурным, калечащим. Человеческая жизнь может быть размеренной, а может — страшной, со смертями, страданиями. В то же время это рубеж, который делит жизнь на две части (мир и войну), а воды ассоциируются с потоком людских страданий. Течение Дона символизирует движение самой жизни, которая постоянно меняется, оставаясь при этом самой собой. И лишь сам человек может решить, увидит ли он тихий Дон-батюшку или бурный поток затянет его на дно.