Образ Фенечки в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

Образ Фенечки в романе Сочинения по литературе

В любом художественном произведении есть герои, которые, как только начинаешь с ними знакомиться, сразу завоевывают симпатию, несмотря на то, что вовсе и не относятся к числу главных персонажей. В романе «Отцы и дети» великого мастера прозы Ивана Сергеевича Тургенева такой героиней является Фенечка — незаконная жена Николая Петровича Кирсанова. Ее образ покоряет своей искренность, кротостью и чистотой.

Внешний облик героини автор описывает, восхищаясь ее прелестью, и это восхищение передается и читателю. Даже Евгений Базаров, который отрицает всякие нежные чувства, увидев ее впервые в саду, в беседке, не может сдержать своих эмоций и восклицает: «Какая хорошенькая!» Фенечка молода. Ей всего двадцать три года. У нее молочно-белая и очень нежная кожа, приятная и мягкая на ощупь. Чистоту и свежесть ее лица выгодно подчеркивают шикарные темные волосы и хорошенькие темные глаза. В образе девушки было что-то детское, чем-то она походила на беззащитного ребенка. Фенечка одевается просто, без изысков, предпочитая ситцевые платья, которые часто дополняет легкими косынками, набросив их на плечах или повязав на голову. У нее бархатный, похожий на журчание ручейка голос. Весь ее образ будто наполнен мягкостью и спокойствием. Фенечка находилась в той прекрасной жизненной поре, когда молодая женщина начинает расцветать, как нежный и благоуханный цветок. Она была полна прелести и очарования, поэтому Николай Петрович не устоял перед ее чарами, молодостью и влюбился в нее со всем жаром своего сердца. Рождение их любви вовсе не было похоже на сказочную историю. Фенечка жила со своей матушкой во флигеле тихо и скромно и редко где появлялась. Но однажды случилось несчастье: в ее глаз попала искра из печки, поэтому Арина Савишна, ее матушка, попросила Николая Петровича помочь пострадавшей. Кирсанов немного занимался лечением и прописал Фенечке примочку, составленную им же самим. Воспаленный глаз девушки скоро выздоровел, но впечатление, которое она произвела на Николая Петровича, прошло вовсе  не скоро. Одинокий барин не мог забыть девушку, ее нежные черты, а Фенечка все так же, как и раньше, вела себя скромно, старалась не появляться лишний раз перед барином. Однако, когда неожиданно умерла Арина Савишна, оставив дочь сироткой, девушка не устояла перед Николаем Петровичем и полюбила его всем сердцем. Он перевел ее из флигеля в дом, а через некоторое время у них родился сын Митенька.  Фенечка подарила Николаю Петровичу любовь, доброту, уважение, которые заслужил этот добрый, романтичный барин. Она осветила его жизнь теплым светом, подарила смысл жизни, радость существования. А в его лице она обрела защиту, опору и любовь.

Внутренний мир героини не менее прекрасен, чем ее внешний образ. Она добрая, мудрая, вежливая, стеснительная и немного боязливая. Но главным украшением, достоинством  ее характера является скромность. Когда Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приехали в имение, Фенечка не сразу осмелилась выйти из своей комнаты, чтобы познакомиться с ними. Она сказалась больной, хотя на самом деле ей помешала сделать этот шаг ее природная стеснительность. В ней нет ни капли фальши, неискренности, притворства. Она всегда естественна, не умеет притворяться, кокетничать. Она любит порядок, чистоту, домашний уют. Эти качества молодая женщина унаследовала от матери, которая была экономкой в доме у Николая Петровича Кирсанова. Барин не считает Фенечку недостойной женщиной, в этом мнении его поддерживает и сын Аркадий, которому отец сразу рассказал о своих отношениях с девушкой. Кирсанов-младший сказал, что отец не мог сделать плохой выбор, раз он поместил девушку в своем доме, значит, она заслужила это. Фенечка способна на искреннюю и самозабвенную любовь. Она сама признается в том, что «любит Николая Петровича всем сердцем, только его одного на свете и будет век его любить». Для нее не любить – значит все равно, что не жить. Фенечке свойственен житейский ум, рассудительность.  По происхождению она крестьянка, видимо, ее родители когда-то получили вольную от барина, а девушка хоть и воспитанна, но плохо образованна, за что Павел Петрович называет ее «пустой». С доброй улыбкой читатель рассматривает простенькое убранство ее комнаты, где, помимо всего прочего,  на подоконнике стояли банки с прошлогодним вареньем, а на их бумажных крышках заботливой рукой Фенечки было написано крупными буквами: «кружовник».  И пусть она писала не совсем грамотно, не разбиралась в тонкостях светского этикета да и вовсе никогда не была в светском обществе, пусть не было у нее такого изысканного вкуса и интеллекта, как у Анны Сергеевны Одинцовой, зато Фенечка помнила, что варенье из крыжовника очень любит Николай Петрович, поэтому сама ежегодно варила это лакомство, чтобы порадовать любимого человека. Она была благодарна Кирсанову-старшему за заботу о ней, за искреннюю любовь. Несмотря на то, что Николай Петрович  немного стыдится своего искреннего чувства к простой крестьянке, но разлюбить ее не может. Фенечка – не только нежная и любящая жена, но и чуткая и заботливая мать. Как любая родительница, она знала все о своем мальчике. Помнила, когда у него прорезался первый зубик, знала, какой у него характер. Она удивляется, что Митенька без слез пошел на руки к Базарову и обещает Аркадию, что как только Митенька привыкнет к старшему брату, то тоже пойдет к нему. С умилением читатель наблюдает сцену, когда Николай Петрович подбрасывает сына вверх, а Фенечка при каждом взлете мальчика потягивает руки к нему, как только оголяются его ножки. Она беспокоилась за Митю, хотя и понимала, что Николай Петрович ничего плохого не сделает ему. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком. Ее не волнуют какие-то философские вопросы и проблемы мирового масштаба, она очень далека от них. Для нее счастье заключается в семье, покое.

Ближе знакомясь с ней, читатель, конечно, переживает за героиню. Хочется, чтобы Фенечка была вознаграждена за все свои истинные человеческие качества и смогла бы обрести то, о чем она мечтает, к чему стремится ее душа. Писатель, чувствуя ожидания читателя и жалея свою героиню, наконец-то решается покончить с ее двусмысленным положением и в конце произведения спешит сообщить, что в небольшой приходской церкви почти без посторонних состоялись две свадьбы, одна из которых – Аркадия и Кати, а другая – Николая Петровича и Фенечки. Поэтому мы искренне радуемся за героиню, которая занимает достойное место в галерее женских образов Ивана Сергеевича Тургенева.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий