Образ Катерины Кабановой (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Образ Катерины Кабановой (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Сочинения по литературе

Сочинение по литературе на тему «Образ Катерины Кабановой (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)» отражает исторические реалии России середины 19 века, изображенные драматургом в пьесе, рассказывает о месте женщины в купеческой среде.

Действие в пьесе Островского происходит в городе Калинове в середине 19 века. В центре изображения –семья купца Кабанова. Развитие действия предваряет рассказ о городе и его «жестоких нравах». В Калинове царит патриархальный уклад жизни, люди придерживаются правил «Домостроя». В изображении Островского картина городской жизни получилась мрачной. Не случайно Н. А. Добролюбов назвал Калинов «темным царством».

В этот лишенный радости город попала Катерина, которую выдали замуж за Тихона Кабанова. Она сразу обращает на себя внимание свободолюбием и страстностью натуры. Искренняя, смелая, решительная, героиня выделяется среди других персонажей.

 Характер Катерины открывается постепенно. Она вежливо разговаривает со свекровью, называет ее «маменька». И это не смотря на то, что та упрекает ее в несуществующих грехах. Катерина говорит о том, что ей неприятны такие нападки. В ответ Кабаниха называет ее «важной птицей».

Этот образ-символ не раз появится в пьесе в связи с Катериной. В разговоре с Варварой она сожалеет о том, что «люди не летают так, как птицы». Золовке непонятны мечты Катерины, она более приземленный человек. Это объясняется воспитанием, обстановкой в домеКабановых.

Катерина воспитывалась в совершенно иных условиях. Она с грустью вспоминает о жизни в девичестве. В рассказе героини звучит поэзия, красота. Патриархальный уклад показан с его лучшей, нравственной стороны. Героиня жила в родительском доме, «точно птичка на воле». Мать ее очень любила, наряжала, работать не заставляла. Катерина занималась тем, что ей нравится. Она ходила на ключ умыться, воды набрать, ухаживала за цветами. Ее воспитывали в ласке, заботе, любви.

Ее вера в бога основана не на страхе, а на поклонении, восхищении. Ей очень нравилось ходить в церковь, она там забывала обо всем. Развитое воображение героини рисовало красивые картины. Она видела в солнечный день, как в храме ангелы летают. Ей снились чудесные сны с золотыми храмами, садами необыкновенными. Во снах воплощалась ее мечта о полете, счастье. После замужества она перестала видеть волшебные сны.

В доме матери часто собирались странницы, они рассказывали удивительные истории, пели песни. Во время разговоров Катерина без дела не сидела, вышивала золотом по бархату. На первый взгляд все так же, как в доме Кабановых. Варвара слушает невестку и не видит разницы. Катерина объясняет, что все у них шло от доброй воли, а у Кабановых как будто по принуждению. Катерина похожа на птицу, оказавшуюся в клетке.

В доме Кабановых ее душе тесно, тяжело. Атмосфера лжи, ханжества давит на нее. Героиня не умеет притворяться, изворачиваться. По ее словам, она на людях и без людей ведет себя одинаково. Свекровь же упрекает ее в обратном. Она не верит в искренность Катерины, так как в ее окружении нет честных людей. Сама Кабаниха также беспокоиться только о том, что подумают люди. В общественных местах она заботливая, добрая мать, порядочная женщина, а за закрытыми дверями тиранит домашних.

Искренность Катерины проявляется во всей ее жизни. Она в чувствах и на словах предельно правдива. Героиня не однажды скажет, что не умеет обманывать. Жизнь Кабановых основана на лжи и лицемерии. Об этом говорит Варвара, это доказывают поступки членов семьи Кабановых, об этом мы узнаем из монологов Кулигина.

Катерина глубоко верующая женщина. Она боится грозы, потому что ее может случайно убить молнией. Она не хотела бы попасть в царство божье без покаяния. Катерину выдали замуж не по любви. Она хоть и пыталась, но полюбить мужа никак не могла.

Страстная натура рождала в душе желания, которых Катерина не понимала и боялась. Мечта о любви воплотилась, когда она встретила племянника Дикого Бориса. В нем она увидела человека доброго, образованного, воспитанного. Этим он близок ей, она и предположить не могла, что за внешней благообразностью скрывается трусливый, безответственный человек. Катерина полюбила его, да и он на нее посматривал. Она не может не думать о нем, возлагая на него надежды о счастье. По ее признанию, героиня мыслей не может собрать, молитвы в голову не идут. Мысли грешные ее занимают, и никуда от них не уйти. Катерина понимает, что к добру это не приведет. Она предчувствует свою скорую смерть.

Предчувствия Катерины сбылись, она совершила страшный грех, изменила мужу. Трудно понять, что ее терзает больше: сам факт измены или невозможность быть с любимым. Жить во лжи она не может и во всем принародно признается. Это делает ее дальнейшую жизнь в доме свекрови невозможной. Она и раньше ее оскорбляла и унижала, теперь стала «есть поедом». Для Катерины стали одинаковыми жизнь в доме Кабановых и могила, в могиле даже лучше. В монологе героини о смерти снова появляется образ птицы. Катерина говорит о птичке, что прилетит на могилу, гнездо совьет, птенчиков выведет. В этих словах слышна ее несбывшаяся мечта о настоящей семье, в которой будут дети, а отношения строятся на любви и уважении.

Искренность Катерины столкнулась с ханжеством «темного царства», что стало причиной ее самоубийства. Она была одинока, мужчины не стали ей поддержкой. На деле Борис оказался таким же слабовольным, как и Тихон. Катерина была готова бежать с ним, но он от нее отказался. Тихон не мог за нее заступиться, он беспрекословно подчинялся матери. Жить, как советовала Варвара, обманывая свекровь и мужа, Катерина не могла. Она к этому не была приучена. Выход оставался только один – смерть, и она им воспользовалась.

Образ Катерины оценивается по-разному. Мы понимаем, что симпатии Островского находятся на стороне героини. Он сочувствует ее судьбе, это звучит в монологах других героев, в первую очередь Кулигина, который, как известно, является выразителем мнения автора.

Мнения критиков разделились. Добролюбов называл ее «лучом света», восхищаясь ее решительностью и правдивостью. Он увидел в ее самоубийстве протест против общественных порядков. Д. И. Писарев называет поступки героини глупостями, а самоубийство «величайшей нелепостью».

Так или иначе, я считаю, что образ Катерины важен как для русской литературы, так и для общественной жизни второй половины 19 века. Островский показал лживость показного приличия, которое имеет место в купеческой среде. Домострой изживает себя, превращаясь в окаменевшую догму. Образ Катерины стал символом того, что в обществе назревают большие перемены.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий