В раскрытии мысли народной образ Кутузова в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого играет едва ли не центральную роль. Казалось бы, это полностью противоречит идее писателя о том, что историю пишет исключительно народ. Однако образ полководца заслуживает отдельного внимания.
Читатель не так часто встречает на страницах романа Михаила Иларионовича Кутузова. В отличие от другого великого полководца Наполеона Бонапарта. Возможно, есть в этом умысел Л.Н. Толстого в его стремлении сделать Кутузова максимально незаметным. И все равно его присутствие ощущается во всем: в светских беседах постоянно упоминается имя полководца, его недолюбливает император, и просто обожают солдаты. Своей любовью и уважением к народу Кутузов завоевал звание «отца» армии, на него надеялись, в него верили: «Только признание в нём этого чувства заставило народ… выбрать его, против воли царя, в предводителя народной войны. И только это чувство поставило его на… высшую человеческую высоту». В описании героя Толстой отходит от исторических формальностей и сосредотачивается на его главном качестве, которое помогло спасти Россию от захвата французами. Автор делает ставку на человечности, мудрости Кутузова, делая его больше сторонним наблюдателем военных действий, чем и противопоставляет его суетливому и деятельному Наполеону. В его образ вложил Толстой свою главную мысль о том, что исход боя зависит не от грамотной расстановки сил, не от оснащения армии, а от духа солдат. Именно так считает Кутузов, и именно это сделало войну 1812 года народной.
Толстой не дает четкой характеристики внешности Кутузова, но читателю не составит труда представить, как выглядел великий полководец. Автор романа знакомит нас с ним то через описание героев романа, то сам дает характеристики внешности Михаила Иларионовича. И вот уже перед нами весьма приятный немолодой человек с «орлиным носом на пухлом лице», «с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице», с единственным глазом, по которому было видно, что «мысль и забота так сильно занимали его…».
Ярче портрета характеризует Кутузова, пожалуй, речь. Удивительно то, что он свободно общается, как с высшим светом: «Я только одно говорю, генерал, что ежели бы дело зависело от моего личного желания, то воля его величества императора Франца давно была бы исполнена».
Но наравне с изящными выражениями и оборотами в речи Кутузова достаточно много понятных простому солдату слов: «А вот что, братцы. Я знаю, трудно нам, да что же делать! Потерпите: не долго осталось… Выпроводим гостей, отдохнём тогда». В этих словах все: и любовь, и забота, и тревога одновременно. И именно эта манера общения делает Кутузова не просто историческим лицом, а живым, чувствующим героем.
Толстой несколько приземляет внешность Кутузова, стараясь сделать акцент на других его характеристиках. Возможно, поэтому чаще всего читатель видит на страницах романа уставшего старика, в полуспящем состоянии. Но в действительности Кутузов был гениальным полководцем, а его несуетливость только лишь подчеркивает идею Толстого о том, что ход всех сражений предрешен заранее.
Образ Кутузова в романе Толстого цельный, несмотря на кажущиеся противоречия. И действительно, любимец солдат и многих представителей дворянства, Кутузов не был удостоен таких же чувств со стороны императора. Александр I скептически настроен к фатализму Кутузова в отношении сражений. Император не послушал его, когда Кутузов сделал попытку объяснить молодому Александру, что Аустерлицкое сражение будет проиграно. И не о собственной славе беспокоился полководец, а о жизнях, которому будут потеряны зря. Но он не мог и противиться государю и, понимая это, показал всем своим видом, что не согласен с его решением. И вот уже перед читателем совершенно другой Кутузов: «…казался изнуренным и раздражительным», «сердито сказал», «желчно вскрикнул», «злое и едкое выражение взгляда». Почему так меняется любимец и «отец» армии, «Сам», как называли его солдаты? Возможно от чувства безысходности ситуации, от переживаний за людей.
Решение о начале сражения было принято против воли Кутузова, поэтому видя, наступление французской армии и бедственное положение русской, Кутузов не скрывает своего горя. «Рана не здесь, а вот где!», — произносит он, раненный в щеку, показывая на бегущую армию.
Никто не вспомнил о полководце после Аустерлица. Только некоторые презрительно называли его «старым сатиром», сетуя на то, что старик Кутузов так и не смог отстоять свое решение на военном совете.
Несмотря на поражение, Кутузова вспомнили перед Бородинским сражением, и вот уж где он проявил себя как истинный патриот и мудрый полководец.
Бородинское сражение – самый напряженный момент Отечественной войны, момент пересечения судеб героев и момент истины для многих людей. Именно это сражение сделало войну народной, обнажив сущность каждого ее участника. И наверное, этому сражению, как и всей Отечественной войне нужен был Кутузов. Именно он, в ком воплотился народный дух, сила и единство армии. Ведь начни полководец действовать так же, как Наполеон, не победила бы его армия. Но, видно, каждой войне нужен свой герой, вот и войне 1812 года нужен был полководец, который бы не стрелял и убивал людей, а жалел их и любил. И самым ярким подтверждением этого служит Москва, которой пожертвовал Кутузов ради спасения тысячей жизней, это резервные войска, сумевшие сбить с толку Наполеона. Кутузов был народным полководцем, поэтому и армия была его отражением. Поэтому и сражение было выиграно. И поэтому символична смерть полководца именно после Бородинского сражения и награждения. Его миссия была выполнена, и для дальнейшего хода войны нужен был другой полководец.
Толстому удалось воплотить в образе Кутузова свои идеи фатализма. И ведь оказался прав писатель. Много споров велось среди историков и автобиографов относительно образа Кутузова в романе «Война и мир». Толстого обвиняли в неточности характеристик великого полководца, в излишней художественности образа. Но так или иначе писатель сумел разглядеть в Кутузове настоящее, народное величие. Но величие его не в военной грамотности и не в завоевательном духе, оно в любви и уважении к народу.
«Да, немало упрекали меня и за войну, и за мир…а все пришло вовремя. Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать», — такими словами Кутузова Андрею Болконскому можно закончить сочинение.