Хотя первыми в списке героев и идут Раневская и Гаев, образ Лопахина в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов) занимает центральное место. Почему же этого, довольно противоречивого героя, Чехов делает главным в своем произведении? Ответ на этот вопрос отчасти дает характеристика Лопахина.
Родители Ермолая были крепостными в доме Раневской. Он же добился лучшего положения, чем Лопахин гордится и всячески подчеркивает это: «…Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках…». Лопахин привлекает к себе внимание своей практичностью, трудолюбием, энергичностью. Он из людей «новой формации» и противоположность совершенно непрактичной Раневской. Любопытная деталь, характеризующая Лопахина: он всегда куда-то спешит, куда-то опаздывает. У него есть привычка постоянно смотреть на часы. Это всего лишь дополнение к образу, но в этой детали весь Лопахин. Это человек действия, знающий, чего стоят время и деньги.
Образы купечества до чеховского «Вишневого сада» были весьма неприятными. Как правило, купцы – люди ограниченные, меркантильные и не совсем честные. Но совсем другой Лопахин. Его нельзя назвать корыстным хапугой. Он, при всей своей любви к достатку, без сожаления расстается с деньгами, как можно видеть из текста пьесы, он даже сам одалживает их Пете Трофимову и Симеонову-Пищику, вечному должнику. Но пожалуй, больше всего лучшие стороны характера Лопахина раскрываются в искреннем желании помочь хозяевам сада сохранить его. Ничто не мешало ему выкупить на торгах вишневый сад, никому об этом не сказав, но несколько раз он предлагает решение вопроса, которое помогло бы Раневской избежать обнищания. «Я вас сам учу», — говорит Лопахин в отчаянии. И не виноват он совершенно в том, что его не хотели слышать. Ни за что на свете Раневская не пошла на то, чтобы превратить вишневый сад в дачи, ведь это «так пошло».
В отношениях героев пьесы к Лопахину раскрывается неординарность личности героя. Как человек со свежими взглядами на действительность, он не может вызвать однозначного отношения к себе. Так, Раневская сердечно любит Лопахина, по-доброму относится к нему, считая его умным, воспитанным и интересным молодым человеком. Для Симеонова-Пищика он человек «громаднейшего ума». «Хищным зверем», который способен съесть все на своем пути, считает Лопахина Петя Трофимов. Гаев видит в нем исключительно жадного и расчетливого человека.
Лопахин – человек настоящего времени, живущий здесь и сейчас, потому он и не воспринимается серьезно Раневской и Гаевым, живущими прошлыми идеалами, и не любим Трофимовым, которому сложно понять предприимчивость главного героя.
Гаев старается мягче относиться к герою, так как Лопахин считается Вариным женихом. Однако и эти отношения не приносят Лопахину гармонию. И хотя в пьесе все говорят о приближении свадьбы, торжеству состояться не суждено. Но в действительности герой и не желает этого союза, хотя и согласен с Раневской, когда она предлагает ему жениться на Варе, ведь она «хорошая девушка».
На первый взгляд, может показаться, что Лопахину мешает жениться его расчетливый ум, ведь Варя невыгодная партия. Сама девушка считает его слишком занятым человеком, у которого нет времени говорить о чувствах: «Он или молчит, или шутит. Я понимаю, он богатеет, занят делом, ему не до меня».
В действительности же причина более глубокая. Никогда бы Варя не смогла понять желания Лопахина преобразовать вишневый сад в дачи. Она болела за сад душой, который стал бы камнем преткновения в их отношениях. В Лопахине сочетается холодный расчет и тяга к прекрасному, он смотрит на мир широко, чувствует широко. Совсем не такая Варя. Ее мир куда уже и ограниченнее мира жениха. Она слишком приземленная девушка. Все мысли ее заполнены заботами о хозяйстве, экономией и ключами на шее. Непохожесть двух людей особенно заметна в диалоге Вари и Лопахина, который бы мог и, в принципе, должен бы стать объяснением в любви, но, вероятно, слишком велика пропасть между этими молодыми людьми для рождения признания. Поэтому они говорят о совершенно незначимых вещах, но среди невнятных фраз так и не прозвучит главная.
В этом разговоре не читается прямое решение героя, но читателю и без того понятно, что оно принято. В беседе с Варей Ермолай отвечает на главный для себя вопрос. И, пожалуй, выбирает честный ответ.
Кроме разности взглядов на жизнь, делает невозможным союз этих двух людей и еще одно обстоятельство. Едва уловима другая невысказанная любовь Лопахина – Любовь Андреевна Раневская. И снова Чехов не говорит об этом прямо, только при внимательном чтении можно разглядеть особое отношение бывшего крепостного к своей хозяйке. «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную». Эти слова Лопахина звучат признанием в любви к хозяйке вишневого сада. Но когда же и из чего зародилось это чувство к Раневской?
Еще когда Ермолай был ребенком, разбил ему нос отец. Раневская пожалела его. Вероятно, навсегда осталась в памяти мальчика нежность и забота, которые позже уже переросли в большее чувство. Но к сожалению, он навсегда остался для Раневской «мужичком», приласканным хозяйкой в далеком детстве. Иллюзии героя разбиваются о действительность, когда Раневская уезжает в Париж. Ее отъезд означает для Лопахина и потерю своего вишневого сада, чем и была для него Раневская.
Торги позади, и вот уже Лопахин — счастливый обладатель заветного Вишневого сада. И читатель ожидает торжества предприимчивого купца. Он и торжествует, и на мгновение в нем действительно просыпается «хищный зверь», жаждущий наживы. Но вскоре он осознает свое одиночество. Уезжает в Париж Раневская, оставшись верной своим убеждениям, Аню и Петю Трофимова впереди ждет светлое будущее. Варя тоже будет устроена в жизни.
Лопахин же соткан из противоречивых качеств: он расчетлив и чувствителен одновременно, грубый и мягкий, невоспитанный и интеллигентный. Эти противоречия буквально разрывают его. Добившись успехов в финансовых делах, он не хочет идти путем разоряющегося дворянства, но правильно жить он еще не умеет. Особенно красноречиво показан надрыв главного героя в монологе в конце третьего действия. Сначала он увлеченно и гордо говорит о своем приобретении, потом стыдится своих эмоций, резко становится ласков с Варей, с Раневской, говорит о себе с иронией.
Лопахин олицетворяет смутное, тяжелое время перемен в России, когда прошлому уже нет места в жизни людей, а будущее еще неизвестно и неопределенно. Образ Лопахина – это образ человека его времени, без четких ориентиров, несмотря на кажущуюся его практичность и стремление к действию.