Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Образ Марьи Болконской в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Княжна Марья относится к любимым героиням Толстого, благодаря своему стремлению к совершенству и вере в бога.
Л. Н. Толстой создал в своих произведениях множество разных женских образов. Есть среди них величественная, холодная аристократка Элен Курагина, страстная Анна Каренина, яркая душевная Наташа Ростова. Особое место в творчестве Толстого занимает героиня романа «Война и мир» княжна Марья Болконская.
Княжна относится к старинному дворянскому роду. Их родословная берет начало с древнего рода Рюриков. Болконским удалось сохранить влияние в светском обществе и финансовую независимость. Главой семьи является старый князь, бывший екатерининский вельможа Николай Андреевич Болконский. Жена его давно умерла, дети выросли. Сын Андрей женат, живет в столице, дочь Марья находится с отцом в родовом имении Лысые Горы.
Невысокого роста, с тяжелой поступью, княжна была крайне непривлекательна. Ее шаги были тяжелы, а тело лишено грации. Единственное, чем она привлекала внимание, это необыкновенной красоты глаза. Глядя в них, люди переставали замечать ее некрасивость. Использование художественной детали в портрете героев является излюбленным приемом Толстого. Глубокие, лучистые глаза неоднократно упоминаются Толстым, подчеркивая красоту внутреннего мира героини.
По меркам светского общества, у нее не было никаких шансов выйти замуж по любви. Некрасивая, неловкая, она не привлекала мужских взглядов. Да и жила она вдали от светского общества, в деревне. Даже отец говорил, что ее возьмут за богатство, за связи. Княжна не глупа и сама понимает настоящее положение вещей. Она не строит воздушных замков, не мечтает о несбыточном, хотя ей хочется быть счастливой и любимой.
Княжна Марья отличается от многих светских красавиц не только внешностью, но и своей образованностью и умом. Она получает домашнее образование. Старый князь видит в людях две добродетели: «деятельность и ум». Руководствуется этим принципом и в воспитании детей. Он развивает ум дочери, занимается с ней серьезными науками, в частности математикой. После математических занятий она музицирует, по несколько раз повторяя сложные пассажи. Французский язык она освоила под руководством своей компаньонки мадемуазель Бурьен.
Отношения между отцом и дочерью складываются непросто. Это происходит по большей части из-за сложного характера отца. Он человек старой закалки, строгий, требовательный, не проявляющий внешне своих настоящих чувств. Он был очень строг с дочерью, словно специально находил в ней недостатки, которыми попрекал ее. Уроки под руководством отца были пыткой. Под его взглядом она забывала все, что знала. Отец выходил из себя, называл ее глупой. Девушке было гораздо легче решать задачи потом в одиночестве.
С братом у Марьи сложились теплые, нежные, дружеские отношения. Они были искренне привязаны друг к другу. Провожая брата на войну, девушка одела ему ладанку на шею, которая, возможно, спасла жизнь князю. Пока Андрей был на войне, при родах умерла его жена, оставив ему наследника Николеньку. Княжна Марья взяла на себя заботы о маленьком племяннике. Самопожертвование характерно для героини, оно проявляется не только в отношении племянника. Толстой отдает дань уважения княжне, говоря об этом.
Героиня обладает чистой душой. Она не умеет обманывать людей, лукавить. Марья очень верующая девушка. Религия, по ее мнению, может утешить и объяснить то, до чего не дошел человеческий разум. Николай Ростов, став случайным свидетелем молитвы княжны Марьи, говорит о том, что ее молитва способна сдвинуть горы. Героиня не только надеется на бога, она сама помогает бедным людям, привечает странников. Толстой отмечает ее идущее от души смирение, он восхищается этим качеством героини. Душа княжны стремилась к вечному, «совершенному и потому никогда не могла быть покойна».
Ее статус княжны позволяет ей вести активную светскую жизнь, но по характеру она не тяготеет к той искусственной обстановке, которая характеризует атмосферу в светском обществе. Ей было бы одиноко и неуютно в светском обществе, как и ее брату, который сбежал из душных гостиных на войну в поиске славы и новых ощущений. Княжна, тем не менее, находится в курсе светских новостей, которые ей сообщает в письмах подруга Жюли Карагина.
Ее дни в деревне скрашивало общение с мадемуазель Бурьен. Замужество было шансом вырваться из дома из-под отцовского гнета. Когда приехал свататься Анатоль Курагин, Марья испытывает волнение. Отец предупреждает ее о том, что из себя представляет Анатоль. Право принять решение строгий отец все же предоставляет дочери. Но все определил случай. Княжна стала случайной свидетельницей нежностей, которые проявил Анатоль к мадемуазель Бурьен. Неправильно истолковав поведение Курагина, она не захотела мешать счастью подруги и отказала жениху.
Надежду на счастье зажгла в сердце Марьи встреча с Николаем Ростовым. Искру божью заметил в ней и Николай. Он сожалеет, что обручен с Соней. Княжну Марью он сравнивает с ангелом, так светилось ее лицо при встрече с ним. С ним она смогла реализоваться в качестве жены, матери. Став женой ростова, она получила титул графини.
Николай гордится своей женой. Она стала настоящей верной спутницей жизни для Николая, оказывая на него положительное влияние. Марья учит его поступать с людьми по совести, не кичиться своим положением. Толстой с восхищением рассказывает о ней как о матери. Марья вела дневник, записывая достижения своих детей, педагогические наблюдения. Этим она близка писателю, увлекающемуся педагогикой. Дневниковые записи о детях свидетельствуют о гармоничности и богатстве внутреннего мира героини.
Сердце княжны наполнено любовью. Нет человека, который был бы ей ненавистен, она любит всех. Ее мучает то, что кузина мужа Соня, живущая с ними в одном доме, вызывает в ней негативные чувства. Она знала о том, что Николай был обручен с Соней. Несмотря на то, что он просил быть доброй с кузиной, Марья часто испытывала к ней злые чувства. Она всеми силами пыталась полюбить ее, но ей это плохо удавалось.
Благородство и добропорядочность являются жизненными принципами, определяющими поведение героини. Нравственные качества, напряженная духовная работа делают ее одной из любимых героинь Толстого. В ее образе больше человечности, чем литературности. По мнению П. В. Анненского, именно княжна Марья несет на себе идею романа, дает всему смысл и значение.