Образ медного всадника в поэме «Медный всадник» (А.С. Пушкин)

Образ медного всадника в поэме «Медный всадник» (А.С. Пушкин) Сочинения по литературе

Образ медного всадника в одноимённой поэме А.С. Пушкина имеет ключевое значение, потому что автор соединил в единое целое образ великого царя и простой скульптуры. В Санкт-Петербурге действительно стоит памятник «Медный всадник», воздвигнутый по указанию Катерины в честь Петра I. Он величественно возвышается над городом, и существует поверье, что этот памятник охраняет Санкт-Петербург. Однако в поэме медный всадник предстаёт с другой стороны. Он сам становится причиной несчастий, обрушившихся на город.

В этом грандиозном памятнике поэт видел скрытый смысл. Прежде всего, медный всадник – это символ великих достижений. В начале поэмы представляется царь, которым гордится вся Россия. Пётр I мечтает изменить своё государство, довести его до мирового уровня. Для этого он проводит реформы, развивает науки, укрепляет армию, открывает промышленные предприятия и занимается образованием русского народа. Кроме того, он планирует построить великий город, которым будет восторгаться вся Европа. Время правления Петра I – великая эпоха в истории Российского государства.

Однако вскоре первое впечатление проходит, и ему на смену приходят другие чувства. В словах автора появляется тревожная интонация по мере развития сюжета. Постепенно Пётр I превращается в каменное бездушное изваяние, которое внушает ужас всем окружающим. Таким образом, проявляется переосмысление автором всех деяний великого царя. Петровские преобразования принесли не только пользу России, они причинили много страданий её народу. С этой точки зрения, великий царь превращается в жестокого самодержца, идущего по головам простых людей. Не случайно, медный всадник преследует главного героя, наводя на него ужас громким стуком ударяющихся копыт об мостовую.

Сошедший с постамента всадник уже не символизирует славу, свершения и величие. Этот царь – властолюбец, диктатор, тиран, которому безразлична судьба отдельных представителей народа. Именно его Евгений считает виновником разбушевавшейся природной стихии, забравшей самое дорогое, что у него было.  

Главный герой был мелким чиновником, который стремился зарабатывать ровно столько, сколько было необходимо для размеренного существования. У него была невеста – простая девушка по имени Параша, и все его мечты сводились только к созданию дружной и крепкой семьи. Но этому не суждено было сбыться. Наводнение 1824 года унесло жизнь девушки, а её жениху чудом удалось спастись. Во время наводнения он сидел за спиной медного всадника, и смотрел в ту же сторону, что и он. Однако взгляд Петра уходит сквозь века, а Евгений смотрит туда, где находится дом его возлюбленной, объятый в это время разбушевавшейся стихией. И в этом сравнении главного героя с медным царём и заключается их главное отличие, у Евгения есть то, чего лишён памятник – сердце и душа. Он способен испытывать чувства: мечтать, страдать, мучиться, переживать за судьбу другого человека.

Наводнение стало настоящей трагедией для Евгения. После гибели возлюбленной он впадает в безумство от отчаяния. Во всём произошедшем он винит Петра I, в нём появилось чувство ненависти и жажда возмездия. Теперь Евгений способен взбунтоваться, он бесстрашно угрожает расправой медному всаднику. Но после его гневной тирады статуя спускается со своего пьедестала, и начинает преследовать наглеца. Отважный протест «маленького человека» лучше слепой покорности жестокому року, но Евгения он приводит к гибели.  

А.С. Пушкин признаёт значение деятельности Петра I для России, но он не слепо его возвеличивает, а пытается дать объективную оценку его правлению. Начинания царя-реформатора имели различные последствия. Образ медного всадника – это не только памятник великим свершениям Петра, но и многочисленным жертвам, лишениям и страданиям простого народа. Это образ царя, который оставил Россию. Он застыл, исчез, и больше ничего не может сделать для своего государства.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий