Образ Митрофанушки в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

Образ Митрофанушки в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин) Сочинения по литературе

Образ Митрофанушки в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» играет особенную роль, потому что лишь благодаря ему, мы можем осознать и проанализировать разрушительную силу слепой безграничной родительской любви и вседозволенности. 

Митрофан Терентьевич Простаков – главный герой произведения. Само имя Митрофан – означает «подобный», и он действительно похож на свою мать. Он единственный сын Простаковых, потомственный дворянин и помещик. На момент описываемых событий ему исполнилось всего лишь 15 лет, поэтому он и считается недорослем – молодым дворянином, не достигшим совершеннолетнего возраста и не поступившим ещё на государственную службу.

У Митрофанушки нет никаких целей в жизни, он любит только есть, бездельничать и гонять голубей. И госпожа Простакова одобряет это, оберегая своего сына от всяческих забот. Митрофанушка – настоящий маменькин сынок. Он знает, как сильно его любит госпожа Простакова и пользуется этим, как может. Господин Простаков тоже безмерно любил своего сына, тем не менее, он не был с ним таким же ласковым, как с матушкой, наверное, потому что знал, кто в их доме хозяин. Доказательством этого служит сон, который приснился Митрофанушке, где его маменька била папеньку. Но жалко ему было не папеньку, а маменьку, которая устала бить своего мужа.

Из-за слепой родительской любви Митрофан вырос злым и жестоким человеком. Он неблагодарно относится к своей любящей кормилице, незаслуженно оскорбляет и унижает учителей. Никто из окружающих не достоин уважения, по его мнению. Чрезмерная опека и попустительство стали причиной формирования сложного и недостойного характера.

Митрофанушка вообще не отличается никакими выдающимися качествами. Он – яркий пример необразованности и невоспитанности. Не получая наказания за свои поступки, он лишь убеждается в том, что ведёт себя правильно, поэтому продолжает жить по-прежнему.

Митрофан – очень ленивый, он ни к чему не стремится. Единственное, что его заинтересовало, кроме безделья – это женитьба. Об этом человеке можно смело сказать, что он остановился в своём развитии. Софья говорит, что сын госпожи Простаковой достиг своего предела и на этом уровне останется на всю жизнь. Он признаёт свою глупость, но не видит в этом ничего страшного. И хотя Митрофанушка занимается с учителями, его обучение не даёт никаких результатов. Он учится лишь потому, что все дворяне были обязаны получить образование согласно указу царя. Да и сама Простакова смысла в познании наук не видит. Ни она, ни её муж даже читать не умеют. Они считают образование – злом, необходимостью, которую нужно исполнить.

Госпожа Простакова наняла трёх учителей, которые учат её сына уже три года. Однако Митрофан за это время ничему не смог у них научиться. Всё, что он умеет – это читать по слогам и считать до трёх. Его учитель арифметики Цыфиркин даже отказался от своего жалованья, потому что так и не смог ничего дать своему ученику. Но остальные учителя оказались не такими честными.

По словам Вральмана, Митрофанушка ничем не отличается от большинства людей. Таких, как он – миллионы. И именно в этом и заключается основная трагедия комедии. В результате разбалованный и неблагодарный Митрофан поступает жестоко и подло даже по отношению к своей матери, которая души в нём не чаяла и всю свою жизнь положила ради его благополучия. Она понимает, что воспитала ужасного человека, но уже слишком поздно что-либо менять.

При помощи образа Митрофана Простакова автор отобразил деградацию русского дворянства. С каждым новым поколением невежество увеличивалось, люди жили, согласно своим инстинктам, уподобившись животным. Не зря девичья фамилия госпожи Простаковой Скотинина, а главной страстью в жизни её брата являются свиньи. На примере Митрофанушки и его семьи раскрывается причина этой деградации, которая кроется в неправильном воспитании и образовании. Если бы он находился в другой обстановке, то и вырос бы совершенно другим человеком.

Сейчас образ главного героя комедии и само слово «недоросль» стали нарицательными понятиями. Так говорят о невежественных и глупых людях.  

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий