Образ Ноздрева в поэме «Мертвые души» (Н.В Гоголь)

Образ Ноздрева в поэме Сочинения по литературе

Уважаемые читатели Литероведа, предлагаем вам новое сочинение на тему «Образ Ноздрева в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)», в котором составим полный портрет одного из героев произведения.

Работая над своим любимым детищем – «Мертвыми душами» — Н.В. Гоголь поставил перед собой задачу «показать хотя бы с одного боку всю Русь», поэтому для реализации этой задачи выбрал наиболее приемлемый способ: отправить в дорогу главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова. Он путешествует по одной из отдаленных российских губерний, знакомится с помещиками и скупает у них умерших крестьян. Так герой познакомился и с Ноздревым, который занимает свое место в галерее помещичьих образов.

Ноздрев  – свежий, здоровый тридцатипятилетний «молодец», о которых обычно говорят «кровь с молоком». Он был среднего роста, весьма неплохо сложен. Полное румяное лицо выдавало в нем человека, пышущего здоровьем. Черные бакенбарды его не были еще тронуты сединой, а зубы выделялись своей белизной. Человеком он был эмоциональным: громко говорил и смеялся, активно жестикулировал во время разговора.

Ноздрев – вдовец. Его жена умерла, оставив двоих детей. Казалось бы, тридцатипятилетний отец семейства должен быть человеком серьезным, заботиться о детях, их воспитании, а также о хозяйстве и приумножении богатства, однако роль достопочтенного господина была не для Ноздрева, он  и в таком возрасте оставался таким же, каким был в восемнадцать и двадцать лет, любил погулять. Он не мог жить без шума и суеты ярмарок, без драк, кутежа, карточных игр, громких споров, поэтому часто срывался из дома, оставив детей «смазливой няне», и уезжал искать приключения. Автор называет Ноздрева «историческим человеком» за его особую «любовь» к различным историям. Ни разу его выезд в свет не закончился так, чтобы он не стал героем очередной истории, доходило до того, что его выводили под руки из помещения жандармы или выталкивали свои же приятели и знакомые.

Ноздрев отличался способностью врать, сочинять всякие нелепицы, причем без всякой нужды: показывая свои владения, он говорит, что в пруду водится настолько крупная рыба, что ее насилу вытаскивают из воды несколько человек; а в поле столько русаков, что можно ловить их голыми руками. Без всякой причины мог нагадить ближнему, легко сходился с людьми, заводил знакомства и так же легко мог в первый же вечер, подравшись, испортить отношения. Иногда читатель ловит себя на мысли, что Ноздрев даже не подозревает, что есть правила приличия, которых каждому уважаемому человеку следует придерживаться. Перед своими гостями он мог расхаживать в халате, которая не прикрывала даже грудь с буйной растительностью. Давши честное слово, он сразу же забывал об этом, то есть был человеком ненадежным, беспринципным. Ноздрев не знает цену деньгам, запросто проигрывает в карты большие суммы. Он часто привозит на ярмарку  продукты сельского хозяйства, с большим трудом выращенные на плохих полях крепостными, продает «плоды подневольного труда» по самой выгодной цене, а полученные деньги запросто может прокутить за несколько дней.

Хозяйство Ноздрева, когда-то, видимо, процветающее, пришло в упадок. Хозяину некогда было смотреть за имением, поэтому всем управлял приказчик. В больших конюшнях содержались только две кобылы и один неказистый гнедой жеребец, за которого, по словам самого помещика, он заплатил десять тысяч. Мельница и кузница не работали, так как требовали ремонта. Дороги в его поместье находились в крайне плохом состоянии, поля были в кочках и практически заболочены. Единственное место, которое содержалось в порядке и где Ноздрев чувствовал себя «отцом семейства», была псарня со множеством всяких собак, которых герой любил больше своих детей.

Дом Ноздрева тоже был неухоженный. Чувствовалось, что нет в доме заботливой хозяйки, которая занималась бы уютом и порядком в доме. Везде царил беспорядок, а столовая была совсем запущена: в ней стояли деревянные козлы, а мужики белили стены.  В кабинете у хозяина не было никаких книг и бумаг. Здесь хранились турецкие кинжалы, шарманка, играющая песню «Марбург в поход поехал», различные трубки, на стенах висели сабли и два ружья. Было понятно, что в кабинет Ноздрев заходит вовсе не для того, чтобы заниматься делами.

Особую страсть герой испытывает к выпивке. Пьет, как видит читатель, много и после этого перестает контролировать себя. За выпивкой хвалится тем, какие вина он пробовал и в каком количестве. Еще одна страсть – карточные игры. При всей его любви к ним он не умеет играть по правилам, жульничает, обманывает, за что часто бывает бит и лишается части бакенбардов. Даже Чичикову он не хочет просто продать мертвые души, а желает непременно поставить их на кон в карточной игре.  

Как мы видим, Ноздрев – один из ярких отрицательных героев поэмы «Мертвые души». Бесхозяйственный, невежественный кутила, буян, врун, он никчемный хозяин, отец и товарищ. Образом этого героя Н.В. Гоголь показывает все противоречие между крестьянами и помещиками.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий