Литеровед предлагает сочинение по литературе на тему «Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», где можно увидеть отличительные черты пушкинского Петербурга.
Петербург неразрывно связан с именем русского царя Петра I. Город не просто назван в его честь, он построен под его руководством. Царь вложил в него часть своей души, может быть, поэтому писатели и поэты наделяют его чертами живого человека. Петербург стал героем многих художественных произведений. Скульптура его основателя в виде медного всадника возвышается над городом как символ самодержавной власти.
В произведении «Медный всадник» Пушкин обращается к истории, вновь сопоставляя ее участников. История государства и города, государя и «маленького» человека проходят перед глазами читателя. Мы видим противостояние великого государя, великой страны, столицы российской империи и природной стихии. Величие царя меркнет перед могуществом природы, что уравнивает его с «маленьким человеком», петербургским обывателем Евгением.
Начинается произведение с исторической зарисовки. Петр стоит на берегу Невы и в его голове зреет замысел. Он решает построить в этом месте город «на зло надменному соседу» Швеции. Петр Великий одержал победу над шведами в боевых действиях. Петербург должен был служить постоянным напоминанием шведскому королю о его поражении. Царь планировал, что город со временем превратится в порт, который будет принимать гостей из разных стран.
Пушкин восхищается «Петра творением», он признается ему в любви. Петербург в его произведении имеет пышный горделивый вид, перед которым померкла Москва. Город внешне стал достойным соперником европейским столицам. К небу вознеслись дворцы, над реками повисли мосты, на островах разбили сады.
Стройный, строгий, задумчивый город имеет множество особенностей. Одна из них это белые ночи, когда «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Поэт в своем описании города выделяет черты, которыми он ему дорог. Он останавливается на описании нового дома, где на высоком крыльце словно живые сидели «львы сторожевые». Этот дворец принадлежал князю Лобанову-Ростовскому. Недалеко от него воздвигнут памятник Петру, именем которого названо произведение. И дом, и памятник уцелели до наших дней. Описывая медного Петра, Пушкин восхищается силой и мощью русского царя, который «Россию поднял на дыбы». Россия, по словам Пушкина, это полмира, во главе которого стоял Петр.
Петербург меняет свое обличие в зависимости от времени года. Осенью город отличается хмурой погодой, мрачностью. Морозная зима ассоциируется у автора с поездками в санях, румяными девичьими лицами. несмотря на мороз, город живет шумной жизнью с блестящими балами и холостяцкими пирушками. Кроме парадного облика, Петербург славен военными картинами. Мы видим потешные Марсовы поля, пехотные войска и конницу.
Град Петра автор соотносит со всей Россией. Петербург пышно отмечает все важные события, происходящие в России, будь то рождение царского наследника или очередная победа русского оружия.
Блеск и шум творения рук человеческих противопоставлен хмурой, недружелюбной природе. Неву люди заковали в гранит, за что она жестоко мстит им. Описывая реку, Пушкин использует разные художественные средства, показывая разные стороны характера реки. Он наделяет ее эпитетом «державная», словно приравнивая к Петру. Нева мечется, «как больной, в своих гранитных берегах. Во время наводнения она похожа на злодея, разбойника, который ворвавшись в село, «крушит и грабит».
В поэме описан реальный случай наводнения, произошедший в Петербурге в 1824 года. Разбушевавшаяся стихия, как зверь, набросилась на город. Вода заливала острова, снося все на своем пути. Нева показала свою мощь, смыв мосты, хижины, кладбища. Поэт сравнивает бурю с гневом божьим, с которым царь не может совладать. Буря успокоилась, только затопив город. Ее облик полон победного торжества над людьми.
Отдельное слово следует сказать об авторском отношении к Петербургу. Поэт не раз признается в любви городу на Неве: «Люблю тебя, Петра творение». Чувствуется, что с ним связаны приятные для Пушкина воспоминания, он был счастлив здесь.
Воспевая Петербург, восхищаясь личностью Петра Великого, Пушкин отдает дань силе природы. Царь может построить красивый, величественный город, править половиной мира, но он не может подчинить себе природную стихию. В Петербурге соединилось мастерство человека-творца и величие природы.