Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский использует не только как фон, на котором разворачиваются основные события. Это самостоятельное действующее лицо, влияние которого порождает многие мысли и поступки героев романа. Действие в романе происходит в годы обострения социальных противоречий в обществе.
Петербург… Колыбель искусства, город мечты, творение выдающихся архитекторов. Его воспевают поэты, о нём слагают легенды, им восхищаются. Но в «Преступлении и наказании» читатель видит его совершенно с другой стороны. С первых страниц город поражает своей мрачностью, грязными улицами и нищетой. Автор изображает ту часть столицы, где нет великолепных фонтанов и дворцов. Он открывает другой, неизвестный читателю Петербург. Вместо широких проспектов здесь узкие и грязные улочки, люди ютятся в маленьких «клетушках», а досуг проводят в распивочных и забегаловках, в которых они пропивают последние гроши. Это нищета и безысходность подталкивают людей к пьянству и распутству. Затуманенное сознание и отсутствие надежды на то, что жизнь когда-нибудь изменится, заставляют людей убивать и грабить. Здесь люди равнодушны друг к другу. Они живут в каморках, но и на улице не лучше: «вонючий», душный и «пыльный» город давит на человека, не даёт ему дышать. Иногда только проскакивают мимо богато украшенные коляски, запряжённые упитанными, сытыми лошадьми, словно намёк на то, что где-то всё-таки люди живут, а не существуют.
Когда Раскольников идёт по одной из таких улиц, он ничем не выделяется в толпе прохожих. Он одет в такие же лохмотья, как и они. На бедного студента мало кто обращает внимание, а сам он в ужасе от того, что видит. Люди душевно и физически нездоровы, многие пьяны, в том числе и девушки, скитаются бездомные дети. Герой мечтает о глотке свежего воздуха, но тщетно он пытается увидеть хотя бы клочок зелени. Вокруг только невыносимый зной и зловоние от сточных канав. Нехватка воздуха в романе – это не просто деталь, а ключевая мысль. Люди задыхаются не только от вони и жары, но и от неестественной, нечеловеческой жизни и собственного бессилия что-либо изменить.
Такая панорама совсем не располагает к покою и благополучию. Это царство пьянства и грехопадения, бесправия и безнадёжной нищеты. Петербург Достоевского порождает безнравственность и жестокость. Нет в нём места для счастья, любви или творчества. Люди очерствели, у них злые лица. Равнодушие давно вытеснило сострадание и сочувствие. Жизнь человека в этом обществе не имеет никакой ценности. В таких условиях у человека пропадает способность мечтать, творить. Мечты умирают, вместо них появляются страшные мысли, от которых некуда деться. Внутренний мир героев опустошается и начинает соответствовать той ужасной картине, которую они видят изо дня в день.
Петербург Достоевского болен. Чтобы создать нездоровые образы города и его жителей писатель использует жёлтый цвет. Комната старухи-процентщицы обставлена жёлтой мебелью и оклеена обоями того же оттенка. Этот же цвет встречается в убранстве комнат Сони и Порфирия Петровича. У вечно пьяного Мармеладова и женщины-самоубийцы желтоватые лица. Желтизна раздражает, вызывает тревогу, отражает напряжённость жизненной ситуации героев. Это цвет безысходности, нищеты и болезни.
Свидригайлов называет Петербург «городом полусумасшедших». Атмосфера города действительно негативно сказывается на душевном состоянии его жителей. Процветают пессимизм и неверие, появляются недобрые замыслы, теряется смысл жизни и умирают надежды. Город становится катализатором для преступлений, он раскрывает худшие стороны людей.
Все наиболее значимые события в романе происходят на фоне изображения безрадостных петербургских пейзажей или таких же унылых помещений. Безумную и бесчеловечную теорию Раскольников придумал в грязной распивочной, где его окружали пьяные, злые лица. Долгими ночами он мучительно думал об этом в тесной, заставленной рухлядью комнатке, больше похожей на гроб. В этой каморке с жёлтенькими обоями молодой человек из обычного студента превратился в жестокого преступника, вынашивающего план убийства. Выходя на улицу в поисках спасительного чистого воздуха, он не раз становился свидетелем безграничного человеческого горя. Всё, что он видел, подталкивало его к преступлению, которое, как подсказывал ему воспалённый мозг, могло изменить положение многих людей.
Символично описание комнаты Сони Мармеладовой: низкий потолок, окна, выходящие на сточную канаву. Автор сравнивает эту каморку с сараем. Она олицетворяет несчастную судьбу своей хозяйки. Девушка оказалась в невыносимых жизненных условиях. В этом городе для неё был только один выход, омерзительный, страшный, но единственный. И Соня ступает на этот путь ради семьи.
В изображении жилищ других героев тоже нет ничего обнадёживающего. Автор в основном описывает съёмные квартиры для небогатых людей. Они плохо освещены, в них грязно и неуютно. Убранство комнат отражает душевное состояние самих жильцов. В таких домах не живут здоровые и бодрые люди, уверенные в завтрашнем дне и довольные сегодняшним. В них вынуждены обитать отчаявшиеся, униженные бедностью петербуржцы.
Петербург в изображении Фёдора Михайловича Достоевского не становится для его жителей родным городом, семейным очагом. Они не чувствуют себя в нём защищёнными, не видят для себя будущего. У них нет никаких прав, они раздавлены безработицей. Талантливые студенты здесь прозябают в неизвестности и нищете, девушки вынуждены продавать себя, а здоровые и трудоспособные мужчины спиваются. Автор с болью описывает судьбы миллионов людей, покалеченные произволом власть имущих. Он показывает, что люди, доведённые до отчаяния, могут пойти на всё. Эти пьяницы, убийцы, жулики и нищие не всегда были такими. Их довели нечеловеческие условия существования. Здесь только избранным живётся хорошо, а простые люди выживают, они на дне.
Петербург в романе «Преступление и наказание» становится не просто свидетелем убийств и других злодеяний, совершённых героями. Он их соучастник. Этот город выступает олицетворением несправедливости, социального неравенства, неправильного устройства общества. Произведение Достоевского – это протест автора против унижения людей, которые, по его мнению, достойны лучшего отношения к ним и лучшей жизни.