Для всех наших читателей, кто интересуется творчеством великого русского писателя Н.В. Гоголя, предлагаем примерное сочинение на тему «Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)».
Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя – шедевр русской литературы. Написанная несколько столетий назад, она остается интересной и для современного читателя. По мнению критика В.Г. Белинского, поэма столь глубока по содержанию и велика по художественному совершенству, что могла бы заменить на десять лет отсутствие других книг. Центральное место в произведении занимают «портретные» главы, в которых автор показывает всю низость, весь моральный упадок помещичьего класса. Шестая глава посвящена «прорехе на человечестве» — Степану Плюшкину.
Характеристика героя начинается с описания усадьбы. Некогда обширное, богатое хозяйство пришло в запустение. Все вокруг превратилось в хлам, находится в странном беспорядке, покрылось плесенью, пришло в негодность. Вся эта картина как нельзя лучше характеризует помещика как человека-скрягу, бесхозяйственного, жадного. Казалось, что время в его имении прекратило свое течение и остановилось, отсюда хотелось сбежать, до такой степени страшные картины предстали перед взором Чичикова. Портрет самого Плюшкина ужасает: он был похож не то на бабу, одетую в странное, неопределенное платье, не то на мужика. Лицо и наряд Плюшкина произвели на Чичикова гнетущее впечатление, а когда чиновник узнал, что перед ним самый настоящий помещик, от изумления даже отступил назад. На его бесстрастном лице выделялись маленькие бегающие глазки и брови, похожие на мышей, высматривающих из норки кота. Невозможно было понять, из чего состоит его халат с четырьмя полами и рукавами, больше похожими на кожу, из которой шьют сапоги. На шее у Плюшкина было повязано что-то похожее на носок, подвязку или набрюшник. Помещик, который владел тысячами крепостных душ, у которого было полно богатства в амбарах и кладовых, походил на самого последнего нищего, поэтому Чичиков подумал, что, если бы встретил его где-то у церкви, дал бы медный грош. Скупость и жадность настолько взяли власть над героем, что вытравили из него все самое лучшее, что в нем было, затмили практический ум когда-то опытного хозяина. Он перестал понимать истинную ценность вещей. От бессмысленной скупости он становится подозрительным к людям, недоверчивым, враждебным ко всему окружающему, жестоким и несправедливым не только к крепостным крестьянам, но и к своим детям. У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Крестьян он упрекает без всякой на то причины во всех грехах, называет их ворами и мошенниками, способными оставить без кафтана, морит людей голодом, поэтому крепостные у него «мрут как мухи» или сбегают от невыносимых условий жизни. Старшая дочь помещика, Александра Степановна, сбежала от отца со штабс-ротмистером какого-то кавалерийского полка, другая дочь, оставшаяся с отцом в деревне, вскоре умерла. Сын Плюшкина отправился в город и вопреки воле отца вместо службы в какой-либо палате определился в полк. Когда же юноша попросил у родителя денег на обмундирование, то ничего не получил, а когда тот проигрался в карты, отец проклял сына и перестал интересоваться его существованием и ни разу даже мысленно не задавался вопросом, жив ли его наследник. Он с полным равнодушием отказал в помощи и дочери, которая приехала к отцу и привезла своих детей повидать деда. Но ни гостинцы, ни родные люди не тронули сердца отца и дедушки. Плюшкину казалось, что все только и ждут его смерти, чтобы завладеть его богатством. У помещика была отвратительная привычка собирать по всей деревне хлам или забытые крестьянами вещи. И если что-то попадало в кучу мусора в его доме, то Плюшкин ни за что не возвращал вещь хозяину. Над этой привычкой шутят крестьяне, говоря: «Рыболов вышел на охоту». Они прозвали его «заплатанным» или «прорехой на человечестве». В его сердце не осталось места для любви и сострадания, а в уме – ничего живого и полезного, кроме накопительства. За внешним добродушием он скрывает алчность и постоянное стремление наживы. Он скуп во всем: и в одежде, и в еде, и в еде, и в эмоциях. За все время разговора с Чичиковым у Плюшкина ни на секунду не появляется живое выражение лица, оно остается бесчувственным и пошлым, и только при упоминании о бывшем однокласснике загорается на некоторое время теплый огонек в глазах. Ни автор, ни тем более читатель не понимают, как человек, у которого было все для счастливой и спокойно жизни, опустился на самое дно жизни и достиг дна духовного оскудения и морального падения. Писатель недоумевает, как же свершился распад человеческой личности.
Гоголь неслучайно определил Плюшкину место последнего продавца мертвых душ, не случайно именно этот помещик замыкает галерею помещичьих образов. Это самый безнравственный, отвратительный человек, с которым Чичикову пришлось столкнуться. Образ Плюшкина – воплощение полного застоя, загнивания, своеобразный символ духовной гибели.