Дорогие читатели, предлагаем вам ознакомиться с одной из самых противоречивых женщин в литературе и углубиться в образ Раневской в пьесе «Вишневый сад».
А.П. Чехов, несомненно, своим творчеством поднял театр на новый, более высокий уровень. Его пьеса «Вишневый сад» стала объектом споров и пересудов, но определенно оставила свой след в истории мирового театра. Главной героиней драматического произведения является Любовь Андреевна Раневская. Это красивая женщина в возрасте с непростой судьбой. Актрисам, которым выпадало сыграть роль Раневской, всегда было очень непросто, ведь ее образ неоднозначный и противоречивый. Хотя сам Чехов заявлял, что ее роль простая, стоит только правильно начать театральную игру и надолго замереть в том состоянии души. Почему же этот образ собрал на себе все внимание критики и зрителей?
Чехов всегда славился умело описанными женскими образами, все же Раневская получилась у него особенной. Любовь Андреевна прошла нелегкий жизненный путь. Мы знакомимся с ней в начале пьесы, когда она возвращается с Парижа. Раневская еще в молодом возрасте вышла замуж за простого поверенного, который не имел дворянского происхождения. Помимо того, что он расточал имущество со скоростью света, он еще имел пристрастие к алкоголю, что привело к его скоропостижной кончине. Раневская осталась с его долгами и детьми. У нее было две дочери, приемная (Варя) и родная (Аня), и маленький сын. Несмотря на все эти события, она нашла себе другого мужчину, который также был не против пожить за ее счет. Новую идиллию испортил несчастный случай: маленький сын Раневской утонул. Не в силах утолить свою боль в доме, где каждый уголок напоминал ей о сыне, женщина отправилась в Париж, следом за нею подался и любовник. Но в Париже все было иначе, он оставил Раневскую, когда она потратила уже все деньги. Помимо этого ее дом был выставлен на аукцион за долги. Раневская вернулась из Франции, чтобы решить проблему с продажей дома.
Определенно судьба этой женщины не простая, но давайте рассмотрим ее образ как личность. На первый взгляд это добрая, щедрая, милая женщина. Все, кто ждет ее возвращения, говорят о ней только самые лестные слова. Каждый отмечает ее положительные качества. Раневская – настоящая дворянка, ей присущи манеры, высоко духовные размышления. Несмотря на всю плачевность ее финансового положения, она никоим образом не выдает себя за бедную, а напротив. Ее доброе сердце отзывчиво на проблемы других людей, ее память хранит времена, когда она не могла отказать никому в помощи.
Тем не менее, настоящий характер Раневской начинает проявляться в вопросе продажи вишневого сада. Этот сад для нее – укромный уголок далекого и счастливого детства. Это то место, где рождался ее мир, в котором она сейчас живет. Ей совсем не хочется продавать вишневый сад. Но в то же время она даже и не пытается сделать что-то, чтобы спасти его и свое имение. Лопахин предлагает ей реальный выход из сложившейся ситуации: продать землю под дачи и получать с этого прибыль. Раневская не стала его слушать, ей было жаль свой дом и сад. Тем не менее, жалея свое имение на словах, она ничего не делает, чтобы спасти его. Это одно из тех негативных качеств, которое скрывается за ее добротой.
Любовь Андреевна осталась дворянским ребенком, которому все позволено. Она привыкла жить в роскоши, разбрасываться деньгами направо и налево, не задумываясь о том, что они имеют свойство заканчиваться. И даже когда ее семья совсем обнищала, она продолжала жить так, как будто у них все в порядке. Ярким примером является сцена, где прохожий просит денег. Раневская отдает последний золотой. На первый взгляд она кажется глубоко чувствительной женщиной, которой не чуждо чужое горе. С другой стороны, где-то вздыхает ее приемная дочь Варя, которая не знает, чем накормить домашних. И в этом вздохе вся истина. Еще один пример – организованный праздник с оркестром. Ей хочется легкости бытия, прежних прекрасных времен. Женщина не думает о том, что музыкам нужно заплатить. И это действие происходит в тот момент, когда решается судьба их прекрасного вишневого сада. Нельзя сказать, что она совсем не волнуется, ее мысли то и дело возвращаются к брату, который отправился вместе с Лопахиным на аукцион пытать своего счастья. Да вот только на одно везение она и надеется. Ее настроение все время изменчиво: то она поет, то снова спрашивает о брате, приехал ли он. Эта героиня живет в своем только ей понятном безмятежном мире, где нет никаких страшных реалий жизни, долгов и продаж. Иногда она выходит наружу, но, больно обжегшись, возвращается в созданный ею кокон. Тогда все снова видят перед собой ту добрую, нежную, улыбчивую Раневскую, к которой так привыкли. Сама Любовь Андреевна понимает свои пороки и даже говорит о них. Тем не менее, её понимание не порождает перемен в жизни. Все остается на уровне слов и возвращается на круги своя.
Стоит отметить главную героиню как мать. Раневская вырастила двух прекрасных дочерей, но и здесь все не так просто. Варя – приемная дочь, Любовь Андреевна относится к ней, как к родной. Но все же не имеет той высшей материнской любви, о которой пишут в книжках и поют в песнях. Перед отъездом из поместья она хотела поженить свою Варю с Лопахиным и даже подтолкнула его к тому, чтобы он сделал девушке предложение. Но Лопахин помялся и все-таки не смог даже словом обмолвиться. Раневская не настояла на своем и не приютила Варечку. В конце концов, девушка ушла работать экономкой, хотя могла остаться в родном поместье хозяйкой. То же самое касается и Ани. После продажи вишневого сада Любовь Андреевна забрала деньги, которые прислала им тетушка, и уехала в Париж к своему возлюбленному, бросившему ее пару месяцев назад. В конце Аня говорит, что как-то матушка проживет на эти деньги, а далей она поможет ей стать на ноги.
Двуличность Раневской проявляется и по отношению к старому служащему лакею Фирсе. Когда ему становиться плохо, она все время спрашивает о его состоянии, доставили ли его в больницу, и потребуется ли какая помощь. Но вскоре она быстро забывает о лакее и просто бросает его, уехав во Францию.
Образ Раневской в пьесе Чехова неоднозначный. Она символизирует эпоху тех людей, которые были высокоинтеллектуальными, имели богатый внутренний мир, жили по велению сердца. Такие люди тоже не были идеальны. Все недостатки героини автор показывает с лихвой. Но наступили новые времена, где нужно работать на земле и добиваться успеха путем труда. Особенно ярко это видно с того, как ее дочь Аня воспринимает продажу вишневого сада. Она не согласна с тем, что его нужно беречь во имя воспоминаний. Она считает, что вместе с продажей имения заканчивается старая жизнь и начинается новая. Это вечный конфликт старого человека и нового времени, которое в конце всегда побеждает.