Интернет-журнал Литеровед предлагает своим читателям, изучающим творчество Н.В. Гоголя, сочинение по литературе на тему «Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)».
У каждого писателя и художника есть такое произведение, которое по праву считается делом всей его жизни, произведение, в которое вложены самые заветные мысли, сокровенные думы, все сердце автора. В творческой жизни известного русского писателя и драматурга Н.В. Гоголя таким произведением является поэма «Мертвые души». Из двадцати трех лет писательской биографии семнадцать было отдано работе над «Мертвыми душами». Центральное место в поэме занимают пять «портретных» глав, одна из которых посвящена образу Михаила Семеновича Собакевича.
Знакомство с помещиком читатель начинает незадолго до того, как он появляется перед его взором. Подъезжая вместе с Чичиковым к имению Собакевича, мы видим его деревню, довольно большую, окруженную с одной стороны сосновым лесом, а с другой – березовым. В центре села возвышается деревянный дом помещика с мезонином, красной крышей и темно-серыми, или даже дикими, стенами. Двор был окружен крепкой деревянной решеткой. Было заметно, что помещик беспокоится о прочности строений, поэтому все: и конюшни, и дома, и сараи, и даже колодезный сруб, — было сделано из дуба, прочно, на века. При виде имения в голову сразу приходит мысль о хозяйственности, прочности помещика. Это одна из первых характеристик героя.
Сам Михаил Семенович Собакевич, хозяин всего этого богатства, был похож на русского медведя, даже фрак с длинными рукавами на нем напоминал по цвету шкуру медведя. Ступал он неуклюже, вкривь и вкось, точно медведь. Цвет лица у него был каленый, похожий на медный пятак. Он был слишком большой, даже огромный, грубоватый, с крупной головой и лицом, похожим на молдаванскую тыкву, из которой на Руси делают легкие двухструнные балалайки. Глядя на него, думаешь, что природа решила пошутить при создании его образа, не использовала никаких мелких инструментов, а одним топором, рубанув несколько раз со всей мочи, со всего плеча, создала крепкую фигуру Собакевича, забыв вложить в нее душу. В его доме все было сделано крепко и прочно, и будто каждая вещь кричала, что «она тоже Собакевич». Такая внешняя грубость его образа подчеркивает всю низменность, животность героя, даже фамилия у него животная.
У помещика нет ничего возвышенного, никаких живых интересов. С ним нельзя поговорить ни о судьбе России, ни о политике, ни о культуре и искусстве, поэтому, когда Павел Иванович Чичиков приехал к Собакевичу, они несколько минут молчали, и гость, который со всеми находил общий язык, не знал, как прервать неловкое молчание. Однако, когда подошло время обеда, Собакевич стал очень красноречивым. Михаил Семенович любил вкусно поесть, он хвалил русскую кухню и ругал французскую. За обедом Чичиков поразился обилию блюд и величине порций: на столе были русские щи, бараний желудок, начиненный кашей, бараний бок, ватрушки величиной с тарелку, огромный индюк, набитый всяким добром, к чаю подали разного сорта варенье. Барин считал, что истинное достоинство русского человека заключается в умении поесть. После обеда речь зашла о мертвых душах, и в Собакевиче проснулся настоящий кулак. Главная цель его жизни – обогащение любыми способами. Он с жаром торгуется за каждую копейку с Чичиковым, запросив за одну мертвую душу крепостного целых сто рублей. Торгуясь с ним, Чичиков то и дело восклицает про себя: «Экой кулак! Вишь куда метит, подлец!» Из разговора с ним Павел Иванович убеждается, что Собакевич – хороший хозяин. Он прекрасно знает своих крестьян, их деловые качества, расхваливает их Чичикову, чтобы тот поднял цену: каретник Михеев, кирпичник Милушкин, сапожник Телятников – настоящие мастера своего дела. Михеев и Степка Пробка – обладатели богатырской силы. Крестьяне у Собакевича живут в достатке, но, несмотря на это, крепостные остаются для помещика прежде всего товаром, источником дохода. Желание наживиться толкает его на плутовство, поиск новых способов и средств обогащения. Он применяет не только барщину, но и оброк. Например, Еремей Сорокоплехин, который торговал в Москве, приносил Михаилу Семеновичу пятьсот рублей оброку. Городских чиновников Собакевич ненавидит, поэтому отзывается о них нелестно, чем вводит в недоумение Чичикова. Для помещика председатель – дурак, губернатор – разбойник, а вице губернатор – Гога и Магога, то есть нечто ужасное и свирепое.
Помещики, подобные Собакевичу, — убежденные крепостники. Они являлись надежной опорой реакции, оплотом самодержавно-крепостнического строя. Собакевич – символ яркий аракчеевщины. Низкий уровень культуры, отсутствие интеллектуальных интересов, страсть к наживе, обогащению, которая убила в нем все прекрасное, благородное, отсутствие истинного патриотизма, ненависть к науке и просвещению, ко всему передовому – к таким выводам можно прийти, характеризуя образ Собакевича, который занимает свою нишу в галерее «мертвых душ» поэмы.