Образ вишневого сада в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)

Образ вишневого сада в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов) Сочинения по литературе

Пьесы А. П. Чехова поразили современников тем, что оказались непохожими на традиционный театральный репертуар. «Вишневый сад» — последнее драматическое произведение автора. На первый план Чехов выдвигает проблему конфликта различных идеологий в России начала века. В центре этого конфликта оказывается образ вишневого сада.

Он появляется в самом начале действия комедии. Епиходов, размышляя о капризах природы, упоминает о том, что заморозок упал на цветущую вишню. Опасность, грозящая саду со стороны природы, по мере развития конфликта переходит в угрозу со стороны людей. Невольно вспоминается ружье, появляющееся в первом действии. Исторические закономерности происходящих в русской жизни перемен в пьесе заметили не сразу. Мнения критиков по главным вопросам, поставленным в пьесе, разошлись. Консерваторы были недовольны пассивной ролью дворянства, марксисты увидели нарастающее революционное движение, Луначарский разглядел бессилие человека перед жизнью.

Вишневый сад, так или иначе, связан с жизнью всех действующих лиц комедии. Он обнажает их проблемы, тайные мысли и мечты. Благодаря вишневому саду становится понятно место персонажей в российской действительности.

Главная героиня произведения, Любовь Андреевна Раневская, после долгого отсутствия возвращается в родные пенаты из Парижа. Она уехала пять лет назад после того, как трагически погиб ее сын. Она сентиментальна, мила, добра, но не приспособлена к жизни. Любовь составляет основу ее существования, видимо, имя ей Чехов выбрал не случайно. Раневская не может принять правильного решения, чтобы спасти вишневый сад. Героиня сама также беззащитна, как и он, она предстает жертвой, смиренно склоняющейся «перед топором палача».

Раневской сад особенно дорог. По ее мнению, это самое замечательное, что есть в губернии. Все воспоминания Любови Андреевны связаны с этим садом. Она чувствует неразрывную, кровную связь с имением. Поместье с вишневым садом – родовое гнездо Раневской и ее брата Гаева.  Открыв окно, они окунаются в воспоминания о прошлом. «Сад весь белый. Ты не забыла, Люба?», — произносит Гаев взволнованно. Цветущие вишни окрашивают сцену чувством любви к жизни, к прежней жизни. В словах Раневской, обращенных к саду, звучит грусть по ушедшей молодости. Она сожалеет, что не может, как и он, сбросить с плеч проблемы и стать молодой и счастливой. В этом преимущество природы, перед которой становится понятна ничтожность человека.

Раневская и Гаев хватаются за сад и за уходящую молодость. Этим люди не могут понять, как жить в новых условиях. Они привыкли плыть по течению, не умеют принимать самостоятельных решений. Любовь Андреевна надеется, что ей поможет Лопахин, но решение, предложенное им, не отвечает ее душевным стремлениям. В Раневской слишком много чувства, которое мешает ей мыслить практично. Она ждет, что найдутся деньги, чтобы заплатить проценты, по-детски верит в чудо. Приехав в родной дом, она действительно ощущает себя ребенком. « И теперь я как маленькая…» — произносит она, растрогавшись. Ее инфантильность, чуткость к страданиям чужих людей вступает в противоречие с черствостью к родным людям. Она отдает последние деньги случайному прохожему тогда, когда Варя с трудом находит средства, чтобы накормить домашних.

Раневская и Гаев пытаются найти какое-то решение, но их попытки вялые и не сообразующиеся со временем, возможностями. Им подходит любимое слово Фирса «недотепы». Они толком и не знают, нужен ли им этот сад. Для них мучительно не столько расставание с ним, сколько то, что нужно что-то делать. Когда же проблема решилась, они вздохнули с облегчением. Ситуация, созданная Чеховым, настолько реалистична, что дворяне, его современники, узнали себя в образах Гаева и Раневской.

Отношение другого героя Лопахина к саду прямо противоположное. Его дед был здесь крепостным. У него нет трогательных детских воспоминаний, связанных с этим местом. Лопахин вырос практичным человеком, знающим цену деньгам. Это человек новой формации, предприниматель, делец. Он предлагает построить в имении дачи, которые в последнее время стали пользоваться большим спросом. Лопахин не исключает возможности, что здесь будут расти вишни в будущем. «Теперь он чай пьет на балконе, но может случиться, что …  займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым …» — рассуждает он о дачниках. Предприниматель не плачет над садом, не ведет сентиментальных речей, но в его мыслях есть место саду. У него есть настоящее, есть мечты о будущем, в чем Чехов отказывает Раневской и Гаеву. Настоящее России за Лопахиными.

Трактовать однозначно образ Лопахина невозможно. Это живой настоящий человек, в котором совмещаются разные начала. В одних ситуациях в нем проявляются черты простого мужика, выбившегося в люди. Достаточно вспомнить, как он радуется покупке имения Гаева и Раневской. Он с удовольствием вспоминает торги, делится впечатлениями с бывшими владельцами, не заботясь об их чувствах. Он торжествует и в то же время мечтает о том, чтобы изменилась эта «нескладная, несчастливая жизнь». Отношение к нему со стороны других персонажей также противоречивое. Петя Трофимов наделяет его прямо противоположными качествами: он называет его хищным зверем с тонкой, нежной душой.

Его тонкая душа проявляется в восторженном отношении к Любови Андреевне. В нем сохранилось его детское восхищение красотой, утонченностью барышни. С нежностью он относится к Варе, но не смеет сделать ей предложение. Хваткий, уверенный в себе капиталист робеет перед девушкой, которая ему очень нравится и которую он хотел бы видеть своей женой. Лопахин ведет себя искренне и честно по отношению к Раневской и Гаеву, что несвойственно для деловых людей, стремящихся получить выгоду. В ответ на просьбу о помощи он подсказывает единственно возможный вариант решения проблемы, обещает помочь с деньгами.

Так постепенно Чехов выстраивает линию: прошлое – настоящее – будущее. Будущее представляют сын аптекаря Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя представитель разночинцев, его взгляды близки социалистической идеологии. Он симпатизирует Ане, но его чувства сходны с чувствами «новых людей» Чернышевского. По его словам, они выше любви.

Аня признается, что не любит сад, как раньше, когда ей казалось, что это лучшее место на земле. Петя расширяет границы, используя метафору: «Вся Россия наш сад». Здесь появляется новое значение этого образа: Россия рубежа веков. В своем монологе Петя рассуждает о дворянах, владевших людьми. Глазами Трофимова зритель видит сад, в котором в каждом кустике ему видятся человеческие существа, некогда бывшие крепостными. Крепостничество стало причиной того, что дворяне живут «в долг, на чужой счет». Это является причиной отсталости, а чтобы начать жить, нужно искупить ошибки прошлого страданиями и «непрерывным трудом». Невзрачный внешне Трофимов олицетворяет собой абсолютную свободу, которая дает ему возможность двигаться вперед. Его ничего не удерживает ни в прошлом, ни в настоящем, он готов к новой жизни больше других.

Произведение Чехова наполнено поэтикой. Как любое поэтическое произведение, оно вызывает у людей разные мысли и впечатления, получает свою интерпретацию. В свое время автор очень радовался названию, которое он нашел для пьесы. Большую важность он придавал ударению в слове «вишневый». В прилагательном с ударением на «ё» он видел тот образ, который отвечал его идее, вложенной в комедию.

Красивый, цветущий, но никому не нужный сад является главным героем пьесы наравне с действующими лицами. Он безмолвно присутствует в каждом действии и помогает героям проявить свой внутренний мир. Именно он помогает достичь эффекта, отмеченного символистом А. Белым. По его мнению, герои пьесы «очерчены внешними штрихами, а мы постигаем их изнутри». Они ходят, разговаривают, а зритель видит «бездны духа, сквозящие в них». Все действие пьесы, все характеры становятся понятны только тогда, когда смотришь на них сквозь призму вишневого сада.

Каждый герой наделяет сад своими качествами. Для Лопахина это коммерческий проект, его покупка помогла ему лишний раз самоутвердиться. Петя видит в нем отсталую крепостническую Россию, дни которой кончены. Раневская и Гаев чувствуют его поэзию, красоту, музыку. На фоне их лирических высказываний прозаически звучат слова Фирса, который вспоминает, что в прежние времена вишню сушили и отвозили в город. «… Вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая…» — эти слова означают, что прошлое всегда видится более лучшим, чем настоящее. Люди всегда забывают, что они делали раньше, чтобы быть счастливыми. Все герои пьесы несчастливы в настоящем.

По-настоящему сад не нужен никому, его судьба решена с первых страниц пьесы. Вишневый сад и его гибель стали символами исторических преобразований в России. Даже удивительно, как тонко почувствовал Чехов, надвигающуюся катастрофу. Пьеса созвучна с произведениями русских писателей, написанных по следам Октябрьской революции 1917 года. Сквозь фарс, на котором настаивал сам Чехов, видны грусть и драма целого поколения.

Было бы ошибочным говорить, что содержание пьесы ограничивается идеей исторической смены одного поколения другим. Оно намного глубже и сложнее. Гибель вишневого сада символизирует беззащитность человеческого существования, имеет оттенок обреченности. Не случайно последней является сцена, где появляется забытый, больной, никому не нужный Фирс, о котором так много говорили и в итоге оставили без сожалений в запертом доме умирать. Умирает Фирс, гибнет сад, уходит в прошлое целая эпоха.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий