Уважаемые читатели, наша команда предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Образы «отцов» в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)».
Роман «Отцы и дети», написанный известным классиком русской литературы И.С. Тургеневым в 1861 году, – это своеобразная визитная карточка писателя. В основе произведения лежит конфликт двух поколений: либеральных дворян, то есть людей сороковых годов девятнадцатого века, и разночинцев-демократов, появившихся на арене общественной жизни в шестидесятых годах.
Лагерь «отцов» представлен братьями Кирсановыми – Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, а также старичками Базаровыми, родителями нигилиста Евгения Базарова. Оба брата Кирсановых воспитывались сначала дома. Потом Павел Петрович был отправлен в пажеский корпус. Он обладал замечательной красотой, был самоуверенным человеком, насмешливым, забавно-желчным и нравился всем, особенно женщинам. Павел Петрович был душой любой компании. Ему пророчили блестящую карьеру и счастливое будущее, так как в двадцать восемь лет он был уже капитаном. Но роман с княгиней Р. заставил его забыть о честолюбивых мечтах, о свете и следовать за своей возлюбленной. Лучшие годы жизни были потрачены на пустые мечты и цели. После ее смерти Павел Петрович поселился в Марьино, где его и встретили Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Павел Петрович – дворянин, «аристократ до кончиков ногтей». Даже в деревне он не позволяет себе быть неопрятным. Он тщательно ухаживает за собой, модно одевается, всегда надушен и аккуратно выбрит, поэтому выглядит щеголем, будто продолжает жить в Петербурге. Павел Петрович – добрый и чуткий человек. Он любит и ценит своего брата, племянников, Фенечку, которая напоминает ему о бывшей возлюбленной. За честь семьи он готов отдать жизнь, поэтому вызывает Евгения Базарова на дуэль за то, что тот осмелился поцеловать жену его брата. Все его поступки говорят о благородстве, о том, что, когда необходимо, он может проявить силу характера, смелость. Герой не представляет свою жизнь без авторитетов и принципов, хотя представление самого героя о принципах весьма мутное, туманное. Павел Петрович старается не отставать от новых веяний времени, шагать с ними в ногу. Однако автор не идеализирует героя. Наоборот, его цель – показать, что аристократия как класс изжила себя, ее время прошло. Автор осуждает героя за праздность, оторванность от высоких жизненных запросов, его индивидуализм и высокомерие. Идеалы, перед которыми преклоняется, Павел Петрович остались в прошлом, поэтому он и проигрывает в споре с Базаровым.
Николай Петрович Кирсанов – человек скромный, добрый, благородный. Он тоже сначала воспитывался дома, его, как и Павла Петровича, хотели отправить учиться по военной линии, но в тот день, когда уже получили известие о его определении, молодой барин сломал ногу, поэтому отец пустил его по штатской. Некоторое время после учебы в университете он служил в министерстве уделов, но после женитьбы поселился с супругой в Марьино. Через десять лет супружеской жизни его жена умерла, а он остался вдовцом с сыном Аркадием. Николай Петрович едва вынес смерть жены, поседел весь, постарел. Все свое время он посвятил сыну, что говорит о том, что Николай Петрович – хороший отец. Когда после долгой разлуки он встречает Аркадия, то искренне радуется этому свиданию, не может наглядеться на взрослого сына, не может наговориться с ним. Он никогда не ущемлял Аркадию свободу, за что Кирсанов-младший безгранично благодарен родителю. Николай Петрович способен на глубокие чувства. Полюбив через несколько лет после смерти первой жены Фенечку, он не может уже от нее отречься, поселил у себя в доме. Видно, что он искренне любит и ее, и Митеньку. Фенечка для него не игрушка, которой барин наиграется и выбросит, а любимая женщина, подарившая ему тихую радость, глубокое уважение и настоящую любовь. Николай Петрович – романтик, мечтатель. Он любит природу, может часами сидеть и наблюдать за ее красотой, любит музыку, даже играет на фортепьяно и виолончели, любит читать художественную литературу, может цитировать русских и зарубежных классиков, обожает поэзию Пушкина. За любовь к искусству Базаров высмеивает Николая Петровича, считая, что это недостойное занятие для отца семейства. Автор изображает его человеком, который старается не отставать от течения времени: еще до крестьянской реформы Николай Петрович решил размежеваться со своими крестьянами: передает им в собственность землю и переводит на оброк, занимаясь преобразованием помещичьего хозяйства, заводит ферму. Однако Николай Петрович – человек непрактичный, мягкий, робкий, поэтому крестьяне пользуются его добродушием и деликатностью и обманывают его, не платят оброка, новая техника пугает рабочих «фермы».
Старичков Базаровых тоже можно отнести к лагерю «отцов». Это простые, немного наивные и старомодные люди. Все их богатство – сын Евгений, которым они очень гордятся и пророчат ему великое будущее. Василий Иванович Базаров – полковой лекарь, почти всю жизнь ему пришлось поскитаться по разным гарнизонам. На момент знакомства читателя с героем ему шестьдесят один год. Они с супругой обосновались в небольшом именьице и живут в скромном домике под соломенной крышей. Старики Базаровы – люди простые, небогатые. Василий Иванович старается шагать в ногу со временем, быть передовым человеком, как он сам говорит, «не зарасти мохом». Он перевел своих крестьян с барщины на оброк, что говорит о том, что он, действительно, прогрессивный хозяин. Василий Иванович не притесняет крепостных, добр с ними, лечит бедных бесплатно. Старик пытается перед сыном и гостем блеснуть знаниями в науке, рассуждает о политике. Он любит природу, с удовольствием работаем на своем огородике, выращивает небольшой сад с фруктами, ягодами и медицинскими травами. Его супруга Арина Власьевна – женщина милосердная, великодушная. Она всегда подает милостыню нищим, ласкова с ними и добра. Старушка набожна, верит во всевозможные заговоры и приметы, нечистую силу. Каждый ее день чем-то заполнен, она знает толк в хозяйстве, постоянно в хлопотах и заботах, хотя посидеть или полежать она тоже любит. Она, как и всякая мать, безгранично любит своего единственного сына, смерть которого стала для нее ударом.
Таким образом, на примере братьев Кирсановых и родителей Базарова автор показывает положение русского дворянства в пореформенное время, их характер, попытки приспособиться к новым условиям, которые диктует жизнь, их неспособность оторваться от прошлого.