Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Описание города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», в котором говорится об общественных пороках и недостатках государственного управления в России начала 19 века.
Первое представление комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» состоялось в 1836 году в Петербурге. На нем присутствовали царь и вся знать города. Когда спектакль закончился, Николай I заметил, что в этой пьесе «всем досталось», а ему больше всех. Писатель отразил все пороки, существовавшие в обществе и государственном устройстве России начала 19 века. Реакционная критика была возмущена до предела и называла комедию Гоголя не иначе как глупый фарс. Вероятно, многие узнали в действующих лицах себя и своих знакомых.
Гоголь изобразил российскую действительность, показав жизнь одного уездного города. Он находится в самой глуши, как образно выразился один из героев комедии, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Как можно судить по маршруту Хлестакова, городок находится где-то между Пензой и Саратовом. В этом маленьком государстве имеются все структуры: здравоохранение, юстиция, просвещение, полиция, почта, социальное обеспечение.
Это типичный городок, каких в России сотни. В городе есть администрация, состоящая из чиновников. В ведомстве каждого из них находится какое-то учреждение. Хлопов осуществляет руководство образованием. Земляника заведует богоугодными заведениями. Ляпкин-Тяпкин – судья, Шпекин – почтмейстер. Во главе всего города стоит городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Отцы города не привыкли много работать, они не заботятся о благосостоянии горожан. Более всего чиновники пекутся о своем благополучии. Чтобы этого добиться, они не останавливаются ни перед чем.
Кроме муниципальных учреждений, в городе есть частные заведения: гостиница, магазины, лавки, церковь, рынок. Городничему постоянно выделяются средства для благоустройства, но он их тратит на свои нужды. Так до сих пор не построили церковь при богоугодном заведении. На центральной улице города стоит старый забор, рядом с ним навалено телег сорок мусора. Его никто не убирает. Из высказываний городничего становится понятно, что эта свалка не единственная в городе.
Такая же разруха, беспорядок царят во всех городских учреждениях. В богоугодных заведениях больные ходят в грязной одежде и похожи на кузнецов, курят в помещении. Лекарств у них почти нет. Доктора лечат по принципу: пациент «если умрет, то так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». В суде и других казенных учреждениях под ногами посетителей путаются гуси, которых развели сторожа. От заседателя постоянно пахнет водкой. Почтмейстер любит читать чужие письма.
Чиновники, в том числе и сам городничий, берут подношения, подворовывают. В армию забрали женатого человека, что противоречит закону. Взятка, полученная чиновниками, позволила «изменить» закон. Судья Ляпкин-Тяпкин берет за свои услуги борзыми щенками, вовсе не считая это за взятку. Кроме того, он плут и безбожник, в церковь не ходит, что городничий вменяет ему в вину. Грешит, к тому же не отмаливает грехи.
В городе царит беззаконие, и виноваты в этом чиновники. Они постоянно нарушают законы, видимо, считая, что закон – это они сами. Купцы жалуются на городничего, который не платит им за товар. Они ему по праздникам делают подарки, а ему все мало. Заморил их постоями, прикрываясь законностью. Сами за себя говорят фамилии людей, призванных охранять закон: пристав Уховертов, полицейский Держиморда. Городничий попустительствует всем нарушениям законности, потому что у самого рыльце в пуху. Его управление подтверждает поговорку «Каков поп, таков приход».
Гоголь показал в комедии типичную для любого уездного города картину. Находясь далеко от столичного начальства, они не боятся наказаний и делают все, что хотят. Известие о ревизоре их напугало, они стали думать, как им вывернуться и избежать наказания. У них даже мысли не мелькнуло, чтобы начать жить правильно, заботиться о благосостоянии города, не брать взятки, не воровать. Эти люди безвозвратно увязли в своих пороках. Немая сцена, которой заканчивается произведение, дает надежду на то, что настоящий ревизор не будет вторым Хлестаковым и наведет порядок в городе. Проблемы, поднятые в комедии, актуальны и в наши дни.