Описание города в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Описание города в романе Сочинения по литературе

В сочинении на тему «Описание города в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)» мы расскажем читателям Литероведа, каким увидели образ Петербурга в знаменитом романе русского писателя Ф.М. Достоевского.

Петербург не раз становился одним из персонажей в произведениях русской литературы. Каждый из писателей или поэтов, в чьих творениях он появлялся, видели и описывали его по-разному. А.С. Пушкин воспевал прекрасную архитектуру, прелесть белых ночей, величие «творения Петра». Н.В. Гоголь, изобразивший Петербург в цикле «Петербургские повести», увидел его оборотнем с двойным лицом: за парадной, пышной красотой скрывается вся убогость и нищета жизни. Великий критик В.Г. Белинский ненавидел Питер, о чем не раз признавался в письмах своим друзьям. Он говорил, что в этом городе мучительно и тяжело жить.

Свой Петербург и у Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Автор изображает его городом, где совершенно невозможно жить; городом, который давит своей атмосферой, губит людей, становится соучастником страшных преступлений. Вместе с главным героем романа мы путешествуем по Петербургу, заглядываем во дворы, похожие на колодцы, проходим по темным коридорам в убогие комнаты, поднимаемся по узким лестницам, заходим в шумные, дурно пахнущие пивнушки, трактиры и распивочные, гуляем по пыльным улицам. В кварталах, где живут герои романа, нет ничего, что могло бы радовать глаз: фонтанов, дарящих прохладу в летний жаркий день, величественных архитектурных сооружений, зеленых парков и скверов, спасающих от палящего зноя.

Произведение открывается описанием летнего городского пейзажа. Он ничем не радует глаз, не ублажает слух, так как везде пыль, страшная духота, строительные леса, кирпич, запах известки, стоячей воды и ужасное, выворачивающее нутро зловоние. Петербуржцы, которые имеют возможность «бежать» из летнего города, покидают свои квартиры и едут на дачи, где есть свежий воздух и упоительная тишина. Остаются только те, кто и в городе живет в убогих условиях, проходных комнатах или комнатушках-шкафах. Здесь, в петербургских трущобах, мучаются бедняки: студенты-«лохматники», мелкие чиновники, оставшиеся без работы мужчины, женщины легкого поведения, голодные, оборванные сироты. Здесь нельзя встретить практически ни одного прилично одетого человека, поэтому неудивительно, что никто не реагирует на лохмотья Раскольникова, так как остальные прохожие одеты ничуть не лучше него.

Образ Петербурга становится полнее после посещения комнат, в которых влачили существование главные герои романа. Жилище Раскольникова располагалось под самой кровлей большого пятиэтажного дома. Комнатка походила на клетушку всего примерно в шесть шагов длиной. Стены так давно были оклеены желтенькими обоями, что уже начали отходить от стен. Потолки были низкие, поэтому высокому человеку всегда казалось, что сейчас он стукнется головой. В этой убогой комнатке  была и соответствующая мебель: софа, занимавшая почти всю комнату, стол, три не совсем исправных стула и маленький столик. Герой ощущает себя в таком жилище, словно в тюрьме, откуда хочется поскорее выйти на воздух, на свободу, однако и вне этих мрачных стен он не находит облегчения.

Нисколько не лучше и комнатушка Мармеладовых, расположенная на самом конце темного коридора, верху, под самой крышей. Эта маленькая, всего в десять шагов длиной  комнатка, которую сам Мармеладов называет углом, была проходной. Автор так точно ее описывает, что читатель запоминает практически каждую деталь: и закоптелую дверь, ведущую в комнату; и старую дырявую простыню, натянутую через задний угол в качестве перегородки; и ободранный клеенчатый диван; и ничем не крашенный и не застеленный кухонный стол; и даже сальный огарок в убогом подсвечнике. Все предметы мебели: диван, кровать, стол, два стула – не просто говорили, а, казалось, кричали  о крайней нищете. В комнате было душно, с лестницы в непритворенную дверь несло вонью, а из других комнат – табачным дымом. Здесь невозможно было найти спасение от криков и шума, доносящихся из других комнат.

Соня Мармеладова снимала в «доме на канаве» комнату, из-за неправильной четырехугольной формы похожую на сарай. Жилище молодой девушки было очень бедно и убого. Все, что было из мебели в комнате, — это кровать, два плетеных стула, простой деревянный комод и тесовый стол. Желтоватые обои были обшмыганы и истасканы, а по углам почернели от сырости. Зимой в помещении было угарно и сыро.

Из таких комнат-гробов, проходных углов и комнатушек-сараев  хочется бежать. Не случайно Родион Раскольников говорит Соне, что «низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят». Герои пытаются найти свободу и простор вне душных и зловонных помещений, отвлечься от мрачных мыслей, спастись от одиночества, поэтому Ф.М. Достоевский часто выносит действие из помещений на улицы и площади, но и здесь, среди многолюдной толпы, еще острее чувствуется одиночество героев произведения. Толпа равнодушна и к ребенку, который поет «надтреснутым голосом»; и к утопленнице, бросившейся с моста в реку, и к пьяной девочке, которую преследует сытый, довольный жизнью франт.

В описаниях города  нет никаких ярких сочных красок, за которые мог бы спасительно зацепиться глаз, чтобы хоть на миг забыть о страшной  жизни, о том, что «некуда больше идти», и насладиться красотой. Преобладают серые, темные, мрачные тона, а также желтый цвет, которые ассоциируют собой глубокую болезнь, угнетение и безысходность.

Из этих мелких штрихов складывается полная картина страшно бездушной жизни, которая помогает понять читателю, что же стало причиной, побудившей Раскольникова к созданию теории о двух типах людей.  Ведь это не просто своеобразная игра ума, а бунт против бесчеловечной жизни, которая окружает героя со всех сторон. Чем больше читатель вчитывается в историю Родиона Раскольникова и других героев романа, тем больше понимает, что проблема «злой жизни» заключается не в тех нищенских условиях, в которых находятся многие герои, а прежде всего в атмосфере полного равнодушия, отсутствия нравственных начал, а прежде всего человечности.

Образ Петербурга и современной для писателя жизни становится воплощением кризиса человечности. Петербург Достоевского чудовищно бесчеловечен, он остается безучастным и равнодушным к проблемам обитателей бедных кварталов. Его унылая, мрачная, душная обстановка калечит людей, отравляет их жизнь. Это атмосфера тупика и безысходности.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий