Описание и характеристика дома Собакевича в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)

Описание и характеристика дома Собакевича в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь) Сочинения по литературе

Описание и характеристика дома Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» способствуют более полному раскрытию характера героя.

Цель Гоголя была показать одну из сторон российской действительности, которая представлена провинциальными землевладельцами. Главный герой поэмы Н. В. Гоголя Павел Иванович Чичиков озаботился нажить состояние скупкой мертвых душ. С этой целью он отправляется в провинциальные деревни, где встречается с помещиками. Внешность, жилище и характер героев читатель видит глазами автора, Чичикова и самих помещиков.

Собакевич – один из тех помещиков, к кому Чичиков обратился с просьбой продать ему мертвых крестьян. Сама фамилия персонажа уже предполагает связь с животным миром. Продолжая в этом направлении, Гоголь обращается к внешности героя, которая также является не совсем обычной. Собакевич крупный и неповоротливый человек. Павел Иванович обнаружил в нем удивительное сходство с медведем. Помещика зовут Михаил Семенович, имя персонажа выбрано неслучайно. В русских народных сказках медведя обычно называют Миша, Михаил. Одежда его состояла из коричневого фрака и длинных панталон, что довершало сходство с медведем. Весь он был крепким, основательным. Говоря о внешности персонажа, Гоголь также замечает, что природа недолго трудилась, создавая его. Она словно сделала все необходимое для жизни, не заботясь о красоте и изяществе.

Прежде чем приступить к разговору о мертвых душах, Чичиков всегда осматривал хозяйство помещика, чтобы понять, с кем имеет дело. Он и в этот раз не отступил от своей привычки. Говорят, что дом похож на своего хозяина. Случай с Собакевичем подтверждает эту теорию. Все хозяйство Собакевича, начиная с господского дома, было таким же крепким и основательным, как и сам помещик. Господский дом имел мезонин в своей конструкции. Крыша дома была красного, а стены серого «дикого» цвета. Здание напоминало те, что строят для военных поселений. Подъезжая, Чичиков заметил в окне два лица: узкое женское и круглое, как тыква, мужское. Далее Гоголь немного уходит от темы, рассказывая, что из таких тыкв делают балалайки, которые в руках подмигивающего и посвистывающего музыканта несут радость людям. Эта небольшая зарисовка вступает в контраст с угрюмой внешностью дома и его хозяина.

 Было похоже, что архитектор и хозяин никак не могли прийти к согласию. Зодчий стремился внести в постройку симметрию, изящество и красоту, хозяин отдавал предпочтение удобству. Окна с одной стороны дома отсутствовали, на их месте осталось одно небольшое отверстие. Вместо четырех колонн, которые были в проекте, осталось только три, что лишало дом симметрии, дом словно припадал на бок. Это создавало ощущение той же неуклюжести, что отличало самого Собакевича. Становится понятно, что для хозяина красота не имеет значения. Для него важно удобство, прочность постройки. О доме так же, как о самом Собакевиче, можно сказать, что в нем было все необходимое для жизни, точнее сказать для физического существования.

Внутреннее убранство дома отражало характер и интересы помещика. В интерьере все было прочно и в высочайшей степени неуклюже. Пузатое бюро стояло на нелепых ножках, стол, стулья были тяжеловесными, громоздкими, беспокойными, не имеющими даже намека на изящество, совершенные медведи. Все предметы мебели словно кричали: «Я Собакевич!». Они словно мешали движению так же, как Собакевич непрестанно наступал всем на ноги. У окна висела клетка, в которой сидел дрозд, темный в крапинку, также напоминающий внешне хозяина.

Стены были украшены картинами, на которых были изображены сильные, крепкие люди, греческие полководцы во весь рост. В их фигурах обращали на себя толстые ляжки, под носом красовались неслыханные усы. Греческая богиня Бобелина также отличалась крупными формами. Среди греков как-то затесался тощий, маленький Багратион. Видимо, помещик где-то прослышал о военных подвигах генерала, и это добавило ему веса. Хозяин словно специально украсил комнату крепкими и пышущими здоровьем людьми под стать себе. Это подтверждает мысль о том, что эстетический вкус Собакевича оставляет желать лучшего. Картины подбирались также не с точки зрения красоты или их искусствоведческой ценности. Собакевич чужд искусства, но к портретам Гоголь еще вернется в сцене торга. Помещик обратит к ним взгляд, как бы призывая в свидетели.

Жилище Собакевича отражает внутреннюю сущность владельца. Есть версия, что каждый из помещиков символизирует очередной круг ада. Порок Собакевича состоит в его привязанности к деньгам, к материальной стороне жизни. Привязанность к материальному ведет к омертвению души помещика. Гоголь так и говорит, что у Собакевича совсем не было души, а если и была, то где-то очень далеко, как у Кощея.

Добротный дом говорит о том, что помещик знает цену деньгам. Собакевичу нельзя отказать в уме, но, почти безвыездно находясь в своей берлоге, он превратился в туповатого, косного человека. Деньги ему нужны для утоления потребностей его богатырского тела. Без духовной пищи человек утрачивает человеческий облик. Это происходит и с Собакевичем.

Угрюмый, тяжеловесный, закосневший характер Собакевича нашел отражение в его доме. Описание здания подчеркивает мысль о мертвой душе помещика.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий