Описание комнаты Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Описание комнаты Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский) Сочинения по литературе

Описание комнаты Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» выполняет ключевую роль, потому что именно она оказала основное влияние на формирование душевного состояния главного героя. Убогая каморка, которая являлась местом жительства студента, загоняла его сознание в жёсткие рамки, любые мысли о чём-то великом тут же исчезали подавленные беспомощным отчаянием. Его душевное состояние напрямую зависело от того, где он находился. Автор охарактеризовал квартиру своего героя так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной». В этом пристанище не было места для тепла, уюта и жизни в целом. Верно подметила мать Раскольникова, сказав, что такая комната способна только увеличить уже имеющуюся меланхолию, а то и стать её причиной вовсе. Главный герой всем сердцем ненавидел своё жилище, оно давило на него и разрушало любое проявление ещё оставшейся нравственности. Раскольников со своим внутренним аристократизмом не вписывался в окружающую среду, ему хотелось свободы, а стены ограничивали все его душевные позывы и стремления. Даже за стенами квартиры не было места достойной жизни, окна каморки выходили во двор, откуда всё время доносились пьяные крики и беспрестанная ругань представителей низов социальной лестницы. Пейзаж за окном соответствовал внутреннему убранству помещения, в котором был вынужден находиться Раскольников. Главный герой был настолько подавлен своей жизненной неустроенностью и безысходностью, что не только бросил учёбу в университет и перестал общаться с людьми, но и запустил свой внешний вид, начиная соответствовать окружающей обстановке.  

В начале романа писатель описывает комнату лишь в общих чертах и только через двадцать страниц даётся более подробное описание, которое является виденьем самого Раскольникова, окидывающего её взглядом: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову».

Комната, действительно, была настолько мала, что походила больше на шкаф, чем на жилое помещение. Она была сильно захламлена, никому не нужные вещи повсюду громоздились, создавая только почву для образования пыли. Спёртый воздух, образующий духоту и теснота доводили до полуобморочного состояния, поэтому неудивительно, что Родион не мог там находиться. В такой обстановке не могут прийти в голову положительные мысли. У бедного студента не было даже подушки, чтобы нормально выспаться, её заменял какой-то клочок ткани, неизвестного происхождения. Раскольников жил настолько убого и мрачно, что даже Соня Мармеладова, сама находясь в бедственном положении, пришла в ужас, когда переступила порог его квартиры. Любой предмет, находившийся в распоряжении Родиона, символизировал полнейшую нищету: мизерный диван, испорченные стулья, грязные и оборванные обои, у него не было даже одеяла и простыни.

Ф.М. Достоевский при описании окружающей обстановки главного героя романа использует серый и жёлтый цвет, которые символизируют болезнь, страдания, бедность. Жёлтые обои не только свисали обрывками в комнате Раскольникова, а были и у Сони, старухи-процентщицы, в кабинете Порфирия Петровича. Они являются символом уныния и усталости от самой жизни, которая полна несправедливости.

У комнаты Раскольникова очень много синонимов в романе: каморка, гроб, шкаф, сундук, клетушка, угол, каюта, и ни одно из этих названий не обозначает помещение пригодное для полноценной жизни. Достоевский не один раз обращает внимание на крохотные размеры квартирки. Домом это жильё не называется ни разу, ни Родионом, ни самим писателем. Главный герой чувствует себя здесь, как в тюрьме и больше всего на свете мечтает из неё выбраться.

Именно в этих четырёх стенах Раскольников выносил план убийства старухи-процентщицы, здесь зародилась теория о разделении человечества на два вида: право имеющих и «тварей дрожащих». Мысль о продолжении подобного существования делали убийство не таким уж и страшным проступком, это был единственный возможный выход из сложившейся ситуации. Окружающая нищета породила чувство своей неполноценности и ненужности в этом мире, Раскольников стыдился бедности, поэтому остро реагировал на социальную несправедливость.

Городской пейзаж Петербурга тоже соответствует внутреннему состоянию главного героя. Описание череды унылых улиц, лестниц, публичных домов, рыночных площадей и кабаков является подходящим фоном для заблудившегося сознания Раскольникова. Петербург враждебно настроен ко всем своим жителям и не приемлет перемен по их инициативе. В романе «Преступление и наказание» нет ничего случайного, каждая деталь содержит в себе особый смысл, помогает раскрытию авторского замысла.

Дом, в котором жил придуманный Ф.М. Достоевским персонаж, не был вымышленным. Сейчас на его стене висит памятная доска, на которой запечатлены слова Д. Гранина и Д. Лихачёва: «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества». Выше мемориальной доски находится портрет писателя, создавшего мировой шедевр художественной литературы. Дом Раскольникова – место своеобразного паломничества тех, кто покорён творчеством Фёдора Михайловича.  

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий