Основные мотивы в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Основные мотивы в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов) Сочинения по литературе

Основные мотивы в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов) вплетены в сюжет комедии настолько умело и тонко, что звучат они самым естественным образом.

         Из мотивов так же, как и из описаний портретов и характеров героев, складывается идея и тема произведения.

Каковы же основные мотивы знаменитой комедии А.С. Грибоедова?

         Действие произведения начинается с общего беспокойства. Беспокоится Лиза, служанка в доме Фамусовых, о том, что Софью и Молчалина могут увидеть. Беспокоится Фамусов, заподозрив дочь в тайной связи с мужчиной. Софья, в свою очередь, беспокоится об упавшем с лошади Молчалине. Причем ее переживания настолько явные, что это не ускользает от проницательного Чацкого, который на протяжении всей комедии проявляет беспокойство о чувствах девушки и решает для себя главный вопрос: влюблена в Молчалина Софья или нет? И, наконец, всех гостей охватывает беспокойство за душевное здоровье Чацкого, разожженное слухами Софьи о его безумии: «В его лета с ума спрыгнул!» Завязка действия звучит мотивом беспокойства.

         И в этом беспокойстве зарождается мотив молвы. Слух о сумасшествии главного героя быстро расходится, принимая с каждым словом все более острые и искаженные формы. Молва вообще имеет большую власть над обществом в комедии. Так, Лиза пытается уберечь Софью от позора, говоря: «Грех не беда, молва не хороша». Фамусова больше всего заботит мнение общества, когда он видит свидание дочери ночью. Это явно не будет воспринято с одобрением. Озабочена общественным мнением и Софья, понимая, что связь с Молчалиным не только не будет одобрена, но и не возможна. Мотив молвы лежит на поверхности лицемерия и лживости фамусовского общества, что и противопоставляет его главному герою, не желающему подчиняться законам лести и прислуживания.

         Свеча в комедии символизирует мотив слепоты и прозрения. В третьем явлении Софья, несмотря на то что уже рассвело, выходит со свечой в руках. Софья – девушка умная и начитанная. Возможно, поэтому Чацкий полюбил именно ее. Он никогда не смог бы связать свою жизнь с типичной светской барышней, ведь большинство из них он считал пустыми и недалекими. И все-таки Софья любит карьериста и лицемера Молчалина, и не видит, а может быть, и не желает видеть очевидного. Для нее Молчалин становится героем ее фантазий, рожденных из французских книг.

Фамусов тоже пребывает в слепом неведении и заблуждении, подозревая в тайных встречах Софью и Чацкого. Застав их вдвоем, он требует: «Свечей побольше, фонарей!», как бы желая прозреть. А в финале признается, что на него «слепота напала». Он так и остается слеп к происходящему.

Прозрение наступает для Софьи и Чацкого уже в финале комедии, когда у обоих открываются глаза на истину. Однако символ свечи все так же сопровождает «слепого» Фамусова.

Доведенный до абсурда, фарсом становится мотив глухоты в комедии Грибоедова. Глухота, как и слепота, разрастается огромной, непреодолимой пропастью между Чацким и остальными героями пьесы. Главного героя не хотят слушать, Фамусов демонстративно затыкает уши, когда Чацкий пытается донести до него свою идею. Все общество откровенно глухо и даже не желает слышать то, о чем твердит им Чацкий. Софья настолько же глуха, насколько и слепа в отношениях с Молчалиным.

Пожалуй, едва ли не главным в пьесе можно считать мотив падения. «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног!»,- падая к ногам Софьи, произносит Чацкий. Вторит ему Репетилов, падая со всех ног на пол в момент своего появления в доме Фамусова. Репетилов комическим, по сути, падением символизирует падение Чацкого в глазах общества. Он как будто показывает будущее главного героя и его идей, и, в принципе, предсказывает будущее декабристов.

Но не только крушение идеи Чацкого несет мотив падения. Молчалин пал нравственно, желая нечестным путем попасть в ту среду, в которой ему сейчас нет места. Мотив нравственного падения затрагивает и фамусовское общество, в основе которого лежит заискивание, чинопочитание, лицемерие.

Рушатся мечты Софьи, когда, наконец, она узнает «другого» Молчалина. И Чацкий, окончательно разочаровавшись в девушке, уходит прочь из ее дома.

         Чацкому от начала и до конца комедии сопутствует одиночество, которое тоже можно выделить в самостоятельный мотив произведения Грибоедова. Главный герой не находит поддержки своим убеждениям и желанию менять мир к лучшему ни в Софье, ни, тем более, в остальных героях. А Репетилов, единственный герой, поддержавший его, вызывает в нем отвращение, потому что заставляет Чацкого увидеть свое комичное Я.

Созвучен с мотивом одиночества мотив дороги. В начале пьесы Чацкий приезжает в дом, в котором вырос после долгих странствий. Дома он проводит всего один день, и не найдя здесь признания, отправляется скитаться туда, «где оскорбленному есть чувству уголок!..»

         В комедии Грибоедова перекликается множество мотивов, делая трагичное комичным, а в комичное добавляя нотку иронии. Так, мотивы одиночества и падения, усиливаясь к концу пьесы, нагнетают трагизм образа главного героя. В то же время раскрытая в финале интрига заставляет звучать тише мотивы беспокойства, молвы, глухоты, слепоты и прозрения.

Поделиться с друзьями
Ирина Юрманова

Люблю учить, читать и писать, и все это - моя работа! Каждый урок литературы приносит новые открытия для детей и для меня. Иметь возможность каждый день узнавать новое - это ли не высшая степень счастья?

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий