Особенности поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Особенности поэмы Сочинения по литературе

Уважаемым читателям нашего интернет-журнала мы предлагаем сочинение на тему «Особенности поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)», в котором расскажем об основных художественных особенностях знаменитого произведения.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя является главным творением жизни писателя, в котором он отразил все свои глубокие наблюдения над российской действительностью. В это произведение, которое не стареет уже на протяжении нескольких столетий, вложена душа великого писателя. Судьба отмерила Н.В. Гоголю двадцать три года писательской деятельности, из них семнадцать лет классик работал над «Мертвыми душами». Еще только приступая к работе над произведением, Н.В. Гоголь  был убежден, что из-под его пера появится уникальное произведение, которое сыграет особую роль в судьбе России и прославит имя автора. Чутье не подвело писателя: был создан шедевр, который увековечил имя Н.В. Гоголя в истории русской литературы. 

«Мертвые души» — произведение, которое заслуживает права называться энциклопедическим, так как охватывает и освещает многие стороны жизни русского человека. Поэма обладает рядом художественных особенностей. Во-первых, своеобразен жанр произведения. Приступая к работе над «Мертвыми душами», писатель отмечал, что «сюжет растянулся на предлинный роман». Именно так он писал в одном из писем А.С. Пушкину. Однако чем больше Н.В. Гоголь работал над произведением, тем больше сомневался, что пишет роман, и уже в более поздних письмах к В.А. Жуковскому и другим своим друзьям  писатель определяет жанр произведения как поэму. После издания «Мертвых душ» многие писатели и критики соглашались с автором в жанровом определении произведения. Как мы помним, в литературоведении поэма относится к произведениям лиро-эпического жанра. В таких произведениях в равных пропорциях есть доля как эпического, то есть повествовательного, так и лирического. В основе поэмы всегда лежит развёрнутый сюжет, который сопровождается  ярко выраженной лирической оценкой повествования. Действительно, в «Мёртвых душах» нашли отражение  и интереснейший сюжет, и авторская оценка. Автор ставил перед собой непростую задачу – показать Русь «хотя бы с одного боку». Для этого читатель вместе с Чичиковым путешествует по губернии, знакомится с новыми людьми. Однако во время этого путешествия отчетливо слышится голос автора, его размышления.

Во-вторых, в поэме особое место занимают лирические отступления, которые органически связываются с содержанием произведения. В них автор отступает от привычного сюжета и приводит свои рассуждения, отражающие его душевные переживания. Можно отметить иронически-сатирические  размышления о двух типах господ: большой руки и средней; а также о толстых и тонких представителях дворянства. С грустью, нежностью и любовью писатель размышляет о Руси и скрытых до времени силах русского народа,  а также о типах писателей. Себя он относил к реалистам-сатирикам, которые  не боятся рассказать обо всем гнусном и уродливом, что видят в жизни. Все эти вопросы так волновали автора, что он не мог не передать свои размышления по ним, не поделиться своим мнением.

Оригинальна и композиция поэмы. В первой главе автор повествует о губернском городе, в который приезжает Чичиков, и вскользь знакомит читателя с ним. Следующие пять глав посвящены крепостникам, которых посещает главный герой с целью приобрести у них мертвые души. Причем помещики описаны в порядке деградации, то есть в каждом последующем отрицательных черт все больше и больше. Если Манилова с его бесхозяйственностью, притворной вежливостью, отсутствием желания развиваться, излишней мечтательностью сравнить с Ноздревым – хулиганом, дебоширом и драчуном, то, конечно, первый помещик будет немного выигрывать в этом сравнении. Портретные главы в поэме построены по определенной схеме: сначала автор описывает усадьбу помещика, далее интерьер его дома, встречу с помещиком, сцену обеда и реакцию хозяина на предложение Чичикова о приобретении умерших крестьян. То есть на протяжении пяти глав писатель использует способ типизации образов персонажей.

Интересна та особенность, что о главном герое Гоголь рассказывает только в одиннадцатой главе, сохраняя интригу практически на всем протяжении повествования. И только в конце произведения мы узнаем о причинах, побудивших Чичикова к  афере с мертвыми душами.

Огромную роль в идейном содержании произведения занимает «Повесть о капитане Копейкине», стоящая вне сюжета и облаченная в рассказ почтмейстера. В ней автор хотел показать еще один пример порочности, еще один способ стать «мертвой душой». Писатель дорожил этой повестью, считая, что это одно из лучших мест в произведении и без нее поэма не является полной, поэтому для него было большим ударом, когда цензура исключила повесть.

Таким образом, особенности поэмы заключаются в жанре произведения, в большом количестве лирических отступлений в произведении, в оригинальности композиции. Все эти художественные особенности выделяют поэму среди других литературных шедевров.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий