Особенности в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Особенности в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) Сочинения по литературе

Художественные особенности в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляют особую ценность для литературных исследователей, потому что это произведение можно называть первым социально-психологическим романом в русской литературе. До Лермонтова многие писатели стремились изобразить трагическую сторону России, но не всем удавалось сделать это при помощи новаторских особенностей и уникальности композиции.

Михаил Юрьевич начал работу над своим романом в 1838 году. Изначально он публиковал его части как отдельные повести. Только в 1840 году роман был опубликован как полноценное произведение. После публикации «Героя нашего времени» в законченном виде автор признался, что ни одна фраза в романе не была использована случайно, каждое слово было подчинено одной цели – показать человека, который есть в каждом времени. Человека с положительными и отрицательными сторонами, который из-за собственного самолюбия смог реализовать в своей жизни лишь собственные пороки, а достоинства так и остались неизвестными.

Отличительной особенностью романа принято считать его необычную композицию. Здесь нет единого повествователя, рассказчики меняются на протяжении всего произведения. Таким образом, мы можем увидеть сложную и удивительную натуру главного героя разными глазами. Это позволяет в наиболее полной мере понять характер и личность Печорина, узнать его помыслы и разгадать его мысли. Данная художественная особенность делает роман не только психологическим, а ещё и интересным, захватывающим.

Кроме того, мы узнаём о жизни главного героя совсем непоследовательно. В произведении нарушена хронологическая последовательность событий. Вначале Лермонтов знакомит нас с поздним периодом жизни Печорина, затем становится известно о его смерти, и уже после этого слово предоставляется самому герою.

В первой части романа рассказывается о том, как Григорий похитил родную дочку черкесского князя Бэлу. Но он потерял интерес к этой девушке, как только добился её любви. Его безразличие привело к настоящей трагедии: Бэла часто находилась дома одна, поэтому её с лёгкостью похитил бывший жених Казбек, а затем смертельно ранил.

События второй части происходят через несколько лет после гибели Бэлы. Печорин решил поехать в Персию, но по дороге туда умер. Затем из его дневника становится известно о событиях, которые произошли до знакомства с Бэлой: забавная для Григория история знакомства с контрабандистами в Тамани, встреча с Грушницким и молодой княжной Мери на водах в Кисловодске, дуэль, путешествие в станицу казаков и пари с фаталистом Вуличем.

Литературоведы сошлись во мнении, что Лермонтов нарушил хронологическую последовательность композиции для того, чтобы обозначить всю беспорядочность и запутанность жизни главного героя, показать, что в ней не было никакого смысла.

Подобное новаторство привело к тому, что сюжет и фабула романа не совпадают друг с другом. В результате читатель уделяет гораздо больше внимания внутренним переживаниям героя, а не внешней стороне его жизни. Исследователи назвали такое построение композиции «напряжённым», в романе не одна кульминация, Печорин всё время оказывается в опасных или драматических ситуациях.Сложная и необычная композиция романа позволяет узнать все стороны жизни главного героя, понять его душевное состояние и мотивы поступков. Сложность построения повествования полностью соответствует сложности характера Печорина. Во всём этом так же мало логики, как и в его поступках.

Истинный замысел автора полностью раскрывается в самом названии романа. Лермонтов хотел создать полноценный образ героя того времени, в историю его жизни он вместил типичные пороки, присущие его современникам. В произведении затронуты важнейшие жизненные проблемы человека: любовь, страсть, дружба, предназначение личности, вера в высшие силы.

Жизнь Григория Печорина отображает картину жизни многих людей того времени. И мастерство М.Ю. Лермонтова заключается в том, что он не просто описывает окружающую его действительность, а раскрывает причины и следствия особенностей поведения, характера своих современников, подобных главному герою. В романе поднимаются важные и актуальные проблемы всего общества через личность одного человека. Примером Печорина автор утверждает, что реализовать себя необходимо при любых обстоятельствах, иначе человек неизбежно становится лишним.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий