Отрицательные герои в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

Отрицательные герои в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин) Сочинения по литературе

Особое место в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» занимаются именно отрицательные герои. Благодаря их образам автору удалось изобразить человеческие пороки, свойственные его времени. Комедия продолжает оставаться актуальной и в наши дни, ведь все нравственные проблемы, затронутые в ней, до сих пор присутствуют в обществе.

Центральным отрицательным героем является деспотичная помещица Простакова, в девичестве Скотинина. Это типичная представительница крепостного дворянства. В целом, именно родная её фамилия и раскрывает истинную сущность матери Митрофанушки. Она изображена невежественной, грубой, озлобленной бабой, которая управляет всей своей семьёй. Причём власть её выражается тиранией: «То бранюсь, то дерусь, на том и дом держится». Госпожа Простакова не отличается особым интеллектом, считая, что знания – далеко не главное в жизни, и они могут быть даже вредны. Именно ей принадлежат слова: «Без наук люди живут и жили».

Характерными качествами госпожи Простаковой являются лицемерие и двуличность. С людьми, от которых ей ничего не нужно, она общается надменно и даже по-хамски, а к тем, от кого зависит, обращается исключительно с лестью и заискиванием. Несомненным подтверждением подобного поведения стало изменение отношения к Софье, которая из обузы превратилась в выигрышную партию для Митрофана.

Госпожу Простакову интересует только личная выгода, а основная её забота заключается в удачной женитьбе любимого сыночка. Софья, неожиданно ставшая богатой наследницей, была наилучшим вариантом для Митрофанушки, и его мать оказалась на всё готовой ради их свадьбы. Единственным человеком, к которому Простакова испытывала искренние чувства, был именно её сын. Поэтому в конце пьесы даже становится жаль эту женщину, после того как Митрофанушка оказывается неблагодарным отпрыском, отвернувшимся от родной матери.

Ещё одним резко отрицательным персонажем выступает брат госпожи Простаковой Тарас Скотинин. Он, как и сестра, глупый, невежественный, грубый, недобропорядочный и меркантильный человек. Единственной страстью и интересом в его жизни являются свиньи и всё, что с ними связано. Это делает его образ похожим на такое же грязное животное, думающее только о себе самом. Причём сам Скотинин не стесняется этого, а даже гордится собой, что становится понятно из многих его высказываний.

Ради денег он рассчитывал жениться на Софье и из-за этого стал соперничать с родным племянником, раскрывая своё безразличное отношение к близким родственникам. Даже сама госпожа Простакова осуждает своего брата, возмущаясь тем, что свинья ему важнее, чем собственная жена и скотина живёт намного лучше, чем его крестьяне.

Скотинин – достойный представитель своей семьи, который сумел деградировать до той степени, что сам стал напоминать обыкновенное животное. Поверхностное мышление невежественного человека стало причиной низменных желаний и жажды наживы. При помощи этого образа автор хотел показать безнаказанность и реальные цели в жизни мелких помещиков-крепостников. Проблемы всего общества, по мнению Д.И. Фонвизина, начинаются именно с таких людей.  

Менее жестоким, но не менее отрицательным героем выступает шестнадцатилетний сын госпожи Простаковой Митрофан. Любопытно, что в России это имя было преимущественно крестьянским и обозначало «матерью явленный». Он действительно недалеко ушёл от матери во всех своих недостатках. Митрофан был таким же двуличным, грубым, хитрым и невежественным. Отличительным его качеством была непомерная лень, которая поощрялась Простаковой. Однако никакая забота им не ценилась, для недоросля ничего не имело значения, кроме собственных интересов. Митрофанушка относился пренебрежительно ко всем окружающим, он никого не любил, не жалел и не уважал. В итоге он даже отвергает собственную мать, которая всю свою жизнь положила ради его благополучия. Причина подобного эгоизма крылась в заведомо неправильном воспитании, которое бралось за основу во многих дворянских семьях.

Все отрицательные герои пьесы  Д.И. Фонвизина «Недоросль» сыграли определённую роль в обличении и высмеивании общественных пороков, связанных с проблемой воспитания и образования. При помощи их поступков, высказываний и мыслей автор поднимает насущные вопросы того времени и раскрывает основную мысль произведения.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий