Авторы интернет-журнала Литеровед представляют своим читателям сочинение на тему «Почему Н.В. Гоголь назвал поэму «Мертвые души»», в котором раскроют смысл названия бессмертного произведения великого классика.
Н.В. Гоголь – выдающийся русский писатель, чье имя навсегда вписано в историю русской литературы. Его произведения знают, любят, читают не только в России, но и за рубежом. Одно из самых ярких произведений писателя – поэма «Мертвые души», сюжет которой был подарен автору русским поэтом и писателем А.С. Пушкиным. Это итог многолетних размышлений писателя о человеческих судьбах, о судьбе России.
Приступая к чтению, не один читатель, наверное, задается вопросом, почему Н.В. Гоголь назвал поэму «Мертвые души», в чем заключается смысл названия. Попробуем разобраться. В основу сюжета, как мы помним, положена афера Павла Ивановича Чичикова – чиновника, который скупает мертвые души, то есть умерших крепостных крестьян, числящихся по ревизским спискам живыми, с целью заложить их в Опекунский совет и получить доход. Поэтому возникает предположение, что автор назвал произведение так именно из-за них. Однако, расхваливая своих крестьян, Собакевич неожиданно начинает говорить о них, будто о живых, и перед Чичиковым предстают искусный каретник Михеев, талантливый плотник Степан Пробка, кирпичник Милушкин, торговец Еремей Сорокоплёхин, сапожник Максим Телятников. Выдающиеся, талантливые мастера, известные во всей округе, обладают яркими, живыми характерами, поэтому не воспринимаются читателем мертвыми душами. Они – воплощение духовности, свободолюбия и таланта.
Однако есть и другая версия. Мертвые души – это герои поэмы, которые погубили себя духовно, утратили представление об истинном предназначении человека на земле, о смысле жизни и призвании. Сами герои продолжают совершать различные действия, говорить, размышлять, однако души их уже умерли. Мысли, значительные, глубокие, достойные человека, а также настоящие, тонкие чувства навсегда потеряны ими навсегда.
Известный писатель и философ А.И. Герцен, рассуждая о смысле названия поэмы, записал в своем дневнике мысль, что название «Мертвые души» носит в себе что-то наводящее ужас, но по-иному автор не мог назвать свое произведение. Речь идет не о ревизских мертвых душах, а о помещиках: Маниловых, Ноздревых и прочих – о поистине мертвых душах, которых можно встретить на каждом шагу. Сам Н.В. Гоголь, обращаясь к помещикам-дворянам, призывал их быть не мертвыми, а живыми душами. Действительно, перед читателями открывается целая галерея помещичьих образов, которых автор изображает ярко и детально. Первым перед нами предстает Манилов, приторно-сентиментальный, не умеющий разбираться в людях, бесхозяйственный, пустой мечтатель. Он никому не сделал никакого зла, но и пользы тоже не принес никому. Его мертвые мечты никогда не смогут осуществиться, они никуда не ведут. Душа Манилова мертва и не способна ничего производить, что свидетельствует о полной духовной гибели.
Следующая помещица, к которой попадает Чичиков в поисках мертвых душ, — Настасья Петровна Коробочка, туповатая, мелочная, суеверная и невежественная скопидомка. Казалось, время в ее жизни остановилось после 1812 года. В ней нет никакой созидательной цели, ее пугает все «новое и небывалое». Мелочная бережливость властвует над ней, поэтому Коробочка выглядит не живым человеком, а всего лишь пародией на него, воплощением духовной пустоты.
Ноздрев – полная противоположность Манилова и Коробочки, иной тип «живого мертвеца». Его особая страсть – беспредельная и бессмысленная безудержность во всем: в еде, питье, собаках, лошадях, гостеприимстве и хвастовстве. Его широкая натура ни в чем не знала меры. Известный в округе буян, карточный игрок, искусный враль и кутила, он стремится показать себя значительнее, чем есть на самом деле. Мертвенность его удальства превращает Ноздрева в ничтожество, бесполезную особь, паразита.
От Ноздрева Чичиков попадает к Собакевичу, помещику с богатырским телом, в котором духовно неподвижная, мертвеющая, косная, черствая душа. Собакевич – ярый противник просвещения, он остается глух к наукам и вместо того чтобы насытить душу «плодами разума», он поедает бараний бок, не понимая, что душа без духовной пищи умирает.
Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем. Он равнодушен к судьбе своих детей, своих крестьян, своему внешнему виду. Вещи для него важнее людей, поэтому он занят накопительством. Бессмысленная скупость, царящая в душе героя, порождает в нем недоверие, подозрительность, враждебность и даже жестокость.
Всех помещиков объединяют такие черты, как паразитизм, пошлость, эгоизм, отсутствие живых интересов, высоких целей и общественно полезной деятельности. Все они – мертвые души.
Таким образом, перелистывая последнюю страницу, читатель понимает, что название «Мертвые души» не случайно. Автор ставил перед собой цель – изобразить всю Россию, большая часть которой – это духовно мертвые помещики и городские жители. Это и отмечается названием поэмы.