Уважаемые читатели Литероведа, в нашем интернет-журнале новое сочинение «Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»?», в котором авторы ответят на поставленный вопрос.
Городской бульвар, расположенный на берегу Волги, откуда открывается прекрасный вид, достойный кисти самых талантливых художников. По бульвару гуляют немногочисленные жители Калинова. Надвигается гроза, которая их пугает и загоняет в дома. Так начинается пьеса А.Н. Островского «Гроза», написанная известным драматургом в 1859 году, то есть перед отменой крепостного права, когда в обществе начались первые серьезные изменения. Произведение погружает читателей в атмосферу провинциального купеческого города с его бытом и традициями, столь знакомыми драматургу с детства.
Название пьесы символично. Гроза – это не только природное явление, с которым не справиться человеку и которое пугает почти всех героев – жителей Калинова, но и символ приближающихся перемен, изменений в жизни и устоях «темного царства». Гроза передает настроение, переживания, страхи и эмоции героев. Начинаясь в первом действии, в четвертом она достигает своего пика, кульминации. У каждого из героев свое отношение к стихии. Дикой спорит с Кулигиным, который осмелился сказать купцу, что гроза – это электричество. Савел Прокофьевич убеждает мастера-самоучку, что никакое это «не елестричество», а Божья кара, напоминание о грехах. Она посылается человеку в наказание. Дикой боится Божьей кары, но, хотя сам является грозой для домочадцев и держит их в страхе, не может измениться, продолжает также тиранить родных, близких, работников, ущемляет их права, обворовывает, не додавая заработанные копейки. Купец обвиняет свое окружение в том, что оно вводит его в грехи, не понимая, что дурные мысли и поступки исходят от него самого.
Страшна гроза и для Катерины Кабановой. Не находя любви, поддержки и понимания со стороны мужа, она всем сердцем полюбила Бориса, племянника Дикого. Это чувство героиня считает тяжким грехом, за который будет наказана Богом. Катерина, подобно купцу Дикому, ассоциирует грозу не с природным явлением, а с карой Господней. Ей не страшна смерть, страшно предстать перед Богом с греховными мыслями и чувствами. В первом действии, когда только гроза начинается, она признается Варваре в своих страхах, а в четвертом, когда стихия достигает кульминации, Катерина признается мужу в измене, а с раскатами грома падает у его ног без чувств.
Другие чувства вызывает гроза у Кулигина. Он восхищается мощью, красотой этой необузданной стихии. Мастер-самоучка знал и много раз пытался доказать Дикому, что разрушительную силу грозы можно укротить при помощи громоотвода. Он искренне недоумевает, почему, в то время как вся природа радуется грозе, люди ее так боятся.
Варваре, лишенной всяких моральных принципов, выросшей в среде «темного царства» и приспособившейся к его устоям, непогода не представляет никакой опасности. Она не чувствует себя грешницей.
Однако гроза – это не только стихия, не только своеобразное «зеркало», которое отражает внутреннее состояние героев, но и предвестник грядущих перемен в царстве Диких и Кабаних. О жестоких нравах города Калинова рассказывает Борису механик-самоучка Кулигин. Он говорит не только о материальной бедности мещан, но и духовной. Те, в чьих руках находится власть, не имеют в душе ничего светлого и доброго. Они тиранят свои семьи, требуют беспрекословного подчинения, соблюдения «домостроевских» порядков. Марфа Игнатьевна Кабанова, или в народе Кабаниха, богатая купеческая вдова, угнетает домочадцев под видом благочестия, объясняет свое отношение к родным заботой о них. Она тиранит сына, дочь, сноху за закрытыми ставнями и высокими заборами, в стороне от людских глаз и людского осуждения. Дикой же способен оскорбить любого на виду у окружающих, его голос и громкие ругательства слышны чуть ли не весь день. Все представители «темного царства» — люди черствые, эгоистичные, бездушные. Они, чувствуя безнаказанность и полную власть, наслаждаются своим положением. Власть имущие не привыкли считаться с мнением других людей, их больше волнуют собственные переживания и заботы, поэтому читатель нисколько не удивляется, что даже родные люди готовы сбежать из дома, чтобы отдохнуть от тиранов.
В такую обстановку из заботливой, любящей семьи, из девичьей холи попала Катерина. До замужества она была любимой и любящей дочерью. Девушку холили и лелеяли, одевали в красивые наряды, много работать не заставляли. В родительском доме было всегда много странниц и богомолок, и Катерина с удовольствием слушала их рассказы, пение, вышивала с ними или молилась. Девушка с большой охотой ходила в церковь, ухаживала за цветами, ходила к роднику за водой. Засыпая, она видела яркие сны. Никто не ущемлял ее свободу, не ломал характер, и жизнь, полная гармонии и красоты, была похожа на сказку.
После замужества жизнь ее изменилась: исчезли гармония и красота. Словно прекрасный цветок в пустыне, она чахла и страдала в доме свекрови. Катерина не смогла научиться лгать, изворачиваться, льстить, не приспособилась к тем «домостоевским» порядкам, которые царили в ее новом доме. Ее душа искала понимания, стремилась к свободе, но в бездушном, черством мире не встречает его даже со стороны мужа, поэтому молодая женщина бросается с обрыва в Волгу, таким образом выражая протест против чудовищных, безнравственных законов Калинова, против порядков, которые толкают человека на двуличие, хитрость и ложь. Самоубийство Катерины и есть та самая гроза, о которой говорит автор. Гроза, которую выносит в название произведения. Поступок героини всколыхнул «темное царство», словно болото. Кулигин, глядя на безжизненное тело Катерины, говорит, что над ней теперь никто не властен, кроме Творца, а Тихон впервые осмелился обвинить свою мать. Оплакивая жену, он говорит, что Марфа Игнатьевна толкнула Катерину к самоубийству. Его обвинения стали первыми вестниками того, что устои, так рьяно охраняемые «темным царством», скоро рухнут. Вслед за Тихоном против Диких и Кабаних встанут и другие.
Таким образом, читатель понимает, что автор неслучайно назвал пьесу «Грозой». Гроза – это не только прекрасное явление природы с невероятной силой и мощью, но и символ разрушения старых порядков, символ очищения. Как после грозы воздух очищается и на небе появляется радуга, так и в обществе протест Катерины против диких традиций – своеобразная гроза, которая разрушит старое и благодаря которой появится возможность построить новое.