Поколения в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов)

Поколения в пьесе Сочинения по литературе

И вновь мы представляем на суд наших читателей сочинение по творчеству А.П. Чехова на тему «Поколения в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)», в котором опишем представителей трех поколений, ставших героями комедии «Вишневый сад».

2 июля 1904 года ушел из жизни великий русский писатель и драматург А.П. Чехов, перестало биться добрейшее сердце, выпало из рук перо, написавшее  огромное количество великолепных произведений, которые никогда не забудутся. Они будут жить, радовать и восхищать новые поколения читателей. В последние годы жизни, будучи тяжело больным, писатель работал над пьесой «Вишневый сад», в которой передал лирическое отношение к русской природе и негодование по поводу расхищения ее богатств. В комедии драматург рассказывает о трех поколениях героев: поколении прошлого, настоящего и будущего, — а также об их отношении к вишневому саду и его судьбе.

Прошлое поколение – это Фирс, Леонид Гаев и его сестра Любовь Раневская. Самая лучшая, счастливая часть их жизни осталась в прошлом, именно поэтому они вновь и вновь возвращаются в памяти к событиям тех давних лет, когда жизнь улыбалась им и судьба была благосклонна. Восьмидесятисемилетний старик Фирс служил лакеем еще при родителях Любови Андреевны и Гаева и, несмотря на свой солидный возраст, продолжает прислуживать молодым хозяевам. Старик вспоминает о крепостном праве как о земном рае, когда был во всем порядок: мужик знал свое место при господине, а барин был счастлив при мужиках. По его мнению, в настоящем весь этот порядок нарушился, ничего не поймешь, все «враздробь». Отмену крепостного права Фирс  воспринял как величайшее несчастье, поэтому он, тогда еще молодой парень, отказался от свободы, оставшись преданно служить своим господам. Верность хозяевам он сохранил до старости: искренне радуется, когда приехала Любовь Раневская, называет ее своей барынькой, заботится о ней и ее брате.

Раневская и Гаев – брат с сестрой – тоже часто вспоминают старые времена. В них, воспитанных в дворянских традициях, прочно засело мировоззрение и характер родителей. Для Любови Андреевны в прошлом осталась ее молодость, беспечная, безмятежная и обеспеченная жизнь. Она жила в большом имении с прекрасным вишневым садом, приносящим большой доход и дарящим во время цветения невероятную красоту. Раневской не нужно было считать деньги, думать о «хлебе насущном», о завтрашнем дне. Можно было проводить время в веселье и развлечениях. Героиня жила в свое удовольствие. Все, что ей нужно было, доставалось трудом крепостных крестьян. Казалось, все лучшее осталось в прошлой жизни, поэтому настоящее ее не радует, потому что нужно заботиться об экономии денег, решать возникающие проблемы, приспосабливаться к тем условиям, в которых она вынуждена жить сама и ее дочери. Однако Любовь Андреевна не способна без помощи со стороны решить ни одну проблему: она не знает, как спасти вишневый сад, выставленный на продажу за долги; не понимает, как научиться экономить финансы и жить по средствам, как устроить судьбу дочерей и свое будущее.

Брат Раневской – разорившийся помещик, любитель леденцов и игры в бильярд. Домочадцы о нем шутят, что он все свое состояние проел на леденцах. За торжественными речами, которые любит произносить Гаев, скрывается обычный болтун и совершенно беспомощный человек. Гаев клянется своей честью, что спасет вишневый сад и имение от гибели, но слово свое сдержать не может. Он надеется в решении этого вопроса на богатство ярославской тетушки-графини и на удачное замужество Ани,  хотя и делает вид, что решает вопрос с имением, но проблема остается нерешенной. За ним, пятидесятиоднолетним мужчиной, ухаживает старик Фирс: чистит щеткой его вещи, переживает, что в сырую погоду барин приехал в легком пальто, что надел не те брюки.

И Фирса, и Леонида Гаева, и Любовь Андреевну Раневскую объединяет то, что они словно застряли в прошлом, живут старой жизнью, не замечая, что давно уже многое вокруг них изменилось. Они не хотят и не могут найти свое место в настоящем, а о будущем даже и не задумываются.

Настоящее поколение представлено дельцом Лопахиным. Ермолай Алексеевич – богатый купец, выходец из простых крестьян. О своих предках герой говорит, что они «были рабами» в имении родителей Раневской. Их, по словам Лопахина, не пускали дальше кухни, а он, их сын и внук, одет в белый жилет, обут в дорогие лакированные ботинки. Герой не стыдится своего крестьянского происхождения, и не раз сам отмечает, что он как был с рождения мужик, так им и остался. У него не было возможности учиться, получить образование, однако, несмотря на то, что он необразованный человек, многие считают Лопахина умным. Все, чего он добился в жизни, он добился своим трудом. Лопахин – невероятно трудолюбивый человек:  встает очень рано, начинает работать с пяти часов утра и работает до позднего вечера и испытывает дискомфорт, когда на некоторое время остается без работы. В такие минуты он не знает, куда деть свои руки. Он единственный из всех героев видит реальный выход из положения с вишневым садом, предлагает бывшим хозяевам план по спасению имения: разбить вишневый сад на участки и продать или сдать его в аренду дачникам. Лопахин один понимает, что сохранить вишневый сад в том виде, в каком он существует, в современном мире невозможно. Но для  Раневской и Гаева предложенный им путь решения проблемы кажется пошлым, поэтому они от него отказываются. На примере Ермолая Лопахина, предпринимателя, купца, А.П. Чехов показывает, как  настоящее поколение ломает старую, дворянскую, Россию, Россию Раневских и Гаевых. И пусть есть в их решениях и делах доля сожаления, но они понимают и важность перемен, и их выгоду.

К молодому поколению, бесспорно, можно отнести Аню и «вечного студента» Петю Трофимова. Петр Трофимов – бывший учитель Гриши, семилетнего сына Раневской. Мальчик утонул, а Петя так и остался в имении. Ему уже двадцать шесть или двадцать семь лет, а он все еще не смог окончить университет, два раза его отчисляли. Но этот факт его нисколько не огорчает и не смущает, как и то, что он все еще живет в имении Раневской, хотя сам выступает против дворянства и дворянских фамильных гнезд. Он видит всю несостоятельность дворянства как класса, обвиняет его представителей в том, что они погрязли в праздности и безделье. Трофимов верно оценивает и буржуазию, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии государства, но не видит в этом классе творца новой жизни. Герой любит пофилософствовать, много говорит, но, как и представители прошлого поколения, мало делает. Он мечтает о «высшем счастье» и «высшей правде», к которым должно стремиться все человечество и объявляет, что шагает в первых рядах и «если не дойдет сам, то укажет путь другим».

Аня Раневская – молодая семнадцатилетняя девушка. Чистая, открытая, непосредственная, она подружилась с Петей Трофимовым и не только охотно внимает речам своего нового товарища, но и разделяет его взгляды на жизнь, поддерживает его идеи. Аня – большой и искренний ребенок, который смотрит на мир сквозь розовые очки.  Она немного наивна, как и ее мать, в силу своего возраста не имеет жизненного опыта, поэтому легко верит в неземные идеи Петра Трофимова. Все ее мечты устремлены в будущее. Она мечтает о счастье и о свободе, хочет посадить новый сад, который видит более красивым и роскошным чем тот, который есть в имении ее матери. После продажи вишневого сада и имения Аня без сожаления покидает родное гнездо, ведь перед ней, совсем еще юной девушкой, открывается огромное будущее, которого она не боится.  

Сам автор симпатизировал Ане и Трофимову, однако сомневался, что они смогут стать творцами новой жизни. В «вечном студенте» нет той хватки, которая есть у Ермолая Лопахина. У  Пети Трофимова не хватит сил стать хозяином жизни, своей судьбы. Он смог увлечь своими идеями юную Аню Раневскую, но вряд ли и у нее, воспитанной на книгах, никогда не сталкивающейся с жестокой реальностью,  хватит стойкости, чтобы дойти до великих целей, которые так воодушевленно озвучивает ее товарищ.

Как мы видим, А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» показал три поколения героев. Они очень разные и по своему мировоззрению, и своему отношению к реальной действительности и вишневому саду как символу России. Основной конфликт произведения строится именно на конфликте этих трех поколений, между которыми отсутствует понимание. Неслучайно в конце произведения зритель слышит звук рвущейся струны. Автор хочет показать, что та тонкая нить, которая связывала представителей этих поколений, порвалась с гибелью вишневого сада, в течение долгого времени объединявшего этих героев.

Поделиться с друзьями
Ирина Шейкина

Я учитель русского языка и литературы. Преподаю детям уже 21 год. За это время подготовила к ОГЭ, ЕГЭ и итоговому сочинению не один выпуск. Надеюсь, мои работы помогут и другим ученикам достойно подготовиться к выпускным испытаниям.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий