Портреты героев в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя играют огромную роль в произведении. Как мы помним, портрет – один из способов создания образа героя, поэтому писатели и поэты часто прибегают к этому приему для более глубокого и детального изображения персонажей. Великий русский писатель Н.В. Гоголь в известной поэме «Мертвые души» создал целую галерею портретов.
Первым из помещиков перед читателем предстает Манилов. Он был видным мужчиной с привлекательными чертами лица, белокурый молодец с голубыми глазами и заманчивой улыбкой. Казалось, это прекрасный во всех отношениях человек, однако внутренний портрет героя, переданный писателем через описание имения, убранства комнат, времяпрепровождения помещика и его отношение к крепостным и своему хозяйству, меняет отношение читателя к герою. Человек он непрактичный, бесхозяйственный, мечтательный, о чем говорит выбор места для строительства дома. Он был открыт я всех ветров, без единой защиты от них в виде деревца или кустарника. За приказчиком, ключницей, слугами барин не следит, поэтому они бесстыдно пользуются этим: спят или бездельничают. Сам Манилов все время витает в мечтах, строя мосты через пруды и лавки для купцов на этих мостах.
Настасья Петровна Коробочка продолжает галерею образов. Она мелкая помещица пожилых лет, коллежская секретарша, владеет восьмьюдесятью крепостными крестьянами. Коробочка – домовитая хозяйка: в ее хозяйстве водится разная птица, есть большой огород, где растут разные овощи, а также имеется и фруктовый сад, который тщательно охраняется от сорок и воробьев. Настасья Петровна всех своих крестьян не только знает поименно, но и может их охарактеризовать, что еще раз говорит о ней, как о хорошей хозяйке. Но и ее портрет не так уж привлекателен. Коробочка крайне тупа, невежественна, суеверна. В ней живет какая-то особая страсть к наживе, она старается продавать все, что можно, выгоднее. Она упряма, подозрительна и недоверчива. Все новое, доселе не виданное или не слыханное помещицей, пугает ее.
От портрета Коробочки автор подводит нас к портрету Ноздрева. Внешний вид этого помещика довольно привлекателен. Он здоровый, свежий, хорошо сложенный молодец тридцати пяти лет от роду. Зубы у него были белые, как снег, черные бакенбарды походили на смоль, а щеки были румяными и полными. Читатель с нетерпением ожидает увидеть в герое такой же привлекательный внутренний мир, но вновь разочаровывается. Ноздрев – герой всех ярмарок, гуляка и непоседа. Без него не обходятся ни один кутеж, ни одна карточная игра или драка. Кутила и враль, он запустил свое хозяйство, держа в отличном состоянии лишь псарню, забыл о детях, за которыми присматривает смазливая нянька. Ноздрев бессовестно может прокутить, проиграть в одночасье все деньги, вырученные за продукты сельского хозяйства, с большим трудом выращенные крепостными. Его жизненные интересы слишком далеки от интересов народа.
Пополняет галерею помещичьих портретов Михаил Семенович Собакевич. Его внешний вид с первого слова поражает читателя. Это мужчина средних лет, похожий на медведя средней величины, даже одет он был в одежду «медвежьего цвета». Он здоров и крепок, будто его всего соорудили одним топором. Ноги его похожи на тумбы, широкое лицо – на тыкву, а спина – на лошадиный круп. Собакевич неуклюж, груб и неделикатен. Он агрессивно настроен по отношению к просвещению, городских чиновников обзывает мошенниками и плутами. Жизненные интересы помещика связаны только с наживой и накопительством, что толкает его на обман, заставляет искать различные способы для пополнения богатства. Например, его крестьяне, занимающиеся в городе торговлей, платят барину оброк.
В портрете Степана Плюшкина читателю хочется увидеть свежие, светлые краски, но автор снова разочаровывает его. Герой предстает перед нами как нищий, одетый в лохмотья, поэтому и не сразу разберешь, кто он, мужик или баба. Худой, беззубый, небритый, он отталкивает читателя своим внешним видом, но, заглянув в его внутренний мир, мы неприятно удивляемся. Его характеризует безграничная жадность, мелочность, подозрительность. Он не способен верить ни своим детям, ни крепостным. Плюшкин — скряга, он не может расстаться с деньгами, даже если они нужны его детям. В его амбарах и складах гниют разные продукты, но сам помещик питается сухарями. Крепостных он обзывает ворами и мошенниками, морит их голодом, поэтому они мрут, как мухи, и бегут от такого хозяина. Атмосфера его имения и барского дома душит, приводит в уныние, поэтому хочется скорее попрощаться с хозяином и выйти на свежий воздух.
Один из самых колоритных образов – Павел Иванович Чичиков. Рисуя его портрет, автор не жалеет краски, поэтому перед читателем герой предстает во всей красе. Он видный, приятный мужчина, роста не высокого, но и не низкого, не красавец, но и не урод, не толстый, но и не тонкий. Он умеет нравиться окружающим, подобрать к каждому ключик, очаровать своим приятным голосом. Он обворожительный, сдержанный, воспитанный, и читатель радуется, что наконец-то в поэме появился хоть один положительный герой, но чем больше знакомишься с героем, тем больше разочаровываешься в нем. Это хладнокровный, расчетливый человек, целеустремленный. Он умеет лицемерить, лгать, способен на подлость. Для достижения своих целей он не остановится ни перед чем, не гнушается даже безнравственными способами. Основная цель его жизни – материальное благополучие.
Таким образом, галерею помещичьих образов поэмы составляют герои, не обладающие положительными моральными качествами. Это плуты, мошенники, черствые, бездушные люди, способные лишь на накопительство и паразитирующие на крепостных крестьянах.