Природа в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» заслуживает отдельного исследования: с помощью пейзажей автор не только рисует место действия, но и обращает читательское внимание на эмоциональное состояние заглавного героя.
В основу произведения положен сюжет о послушнике, сбежавшем из монастыря. Существование (полноценной жизнью он назвать это не может) в заточении угнетает юношу, поэтому он решается на побег. На свободе герой проводит три самых счастливых дня. Однако он вынужден (хоть и не по своей воле) вернуться в темницу, так как ранен в бою с барсом. За простыми на первый взгляд событиями лежит глубокий философский подтекст, описания природы как раз и помогают его раскрыть.
«Мцыри» начинается с рассказа о монастыре:
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
В этих строках — покой и умиротворение, даже бурные кавказские реки обнимаются, как сёстры. Но какой контраст с дальнейшими событиями!
Мы помним, что перед нами романтическая поэма, поэтому здесь много метафор и символов, а природа обязательно экзотична: действие происходит на Кавказе, а Мцыри убегает из монастыря осенью, ночью. Он одинок и потерян, как это бывает в осеннее ненастье. И в это же время юноша испытывает восторг: пусть он один, но он свободен. Это для монахов простор кажется опасным, а беглец воспринимает всё, как «чудный мир тревог и битв». Три дня на свободе дают самые яркие и сильные впечатления.
Этот контраст подчёркнут и композиционно: поэма делится на две неравные части. Пустые годы жизни в заточении умещаются в несколько небольших глав, тогда как дням на свободе посвящена основная часть произведения. Мцыри проживает целую жизнь (пусть и маленькую, пусть и всего три дня), наконец учится слышать свои желания, начинает понимать собственный внутренний мир. Например, ради цели (достичь отчего дома) отказывается от возможной любви (встреча с прекрасной горянкой).
Вначале Кавказ прекрасный, безоблачный, «как мечты». Мцыри буквально опьянён свободой:
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему…
Однако мир не только красив, но и опасен: начинается гроза. Монахи воспринимают её как гнев божий, Мцыри же видит в молниях и ветре «братьев». Не пугается герой ни ночи, ни гор, ни змей, ни шакалов. Так, автор подчёркивает романтический конфликт поэмы: герой одинок в мире людей, а пейзажные описания лишь усиливают это ощущение.
Есть ещё одна особенность: Мцыри видит природу во всей гармонии, естественно воспринимая все её проявления. И безмятежное утро, и грозный рёв потока, и непроглядная тьма ночи, и изнуряющий зной дня — он созерцает всё с равным вниманием (заметим, что далее слова умирающего юноши):
…Со всех сторон
Дышала сладость бытия…
В окружающем мире Мцыри видит только гармонию. И это полное слияние с природой становится своеобразным «ключом», который отпирает двери в «бунтующее» сердце: юноша успокаивается, наполняется благодарностью и покоем.
Кстати, герой одушевляет окружающий мир, поэтому так много в поэме олицетворений (например, у ночи «чёрные глаза»). Особенно значим здесь эпизод боя с барсом. В сражении сходятся два героя, равные по силе. Причём они как бы меняются друг с другом: Мцыри, как «барс пустынный», «визжит», а зверь, «как человек», стонет. Так, М.Ю. Лермонтов ещё раз подчёркивает близость героя с природой. Этот же бой показывает читателям, каким сильным, смелым мог быть юноша, если бы жил на свободе.
Однако рок (фатум) неумолим. Обессиленный Мцыри вынужден вернуться в монастырь:
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
Этот исход как бы предвещает наблюдение героя за «вечным спором» ручья и камней: он также борется с судьбой, но тоже не может ничего сделать, как не имеет возможности поток воды изменить каменное русло.
В монастыре измученный Мцыри медленно умирает. Не столько из-за ран, сколько из-за разочарования. Его связь с окружающим миром разорвана годами заточения в монастырских стенах. А природа в этот момент безмятежна — стоит ясный день, в саду светит солнце, цветёт акация. Вечная красота примиряет героя с неизбежным уходом, буря в его душе утихает, а взор устремлён вдаль — на Кавказ. Мне кажется, если бы в этот момент умирающему юноше задали вопрос, «прекрасна ли земля», он ответил бы «да». Романтическая поэма М.Ю. Лермонтова звучит как гимн природе: суровой, но мудрой.
Из всего, сказанного выше, можно сделать вывод: описания природы выполняют несколько функций. Во-первых, изображают экзотическое место действия, что обязательно для романтического произведения. То есть служат декорациями. Во-вторых, через пейзаж раскрывается образ героя, его мысли, взгляды на жизнь, настроение, эмоции. То есть являются иллюстрациями. В-третьих, описания свободной природы противопоставлены картинам мрачной монастырской жизни, что и формирует конфликт — противостояние героя и общества. То есть это элемент художественной организации поэмы.