Природа в романе «Герой нашего времени» (роль и описание пейзажа) (М.Ю. Лермонтов)

Природа в романе «Герой нашего времени» (роль и описание пейзажа) (М.Ю. Лермонтов) Сочинения по литературе

Природа в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает одно из ключевых мест в характеристике героев. Этот писатель стоит на высшей ступеньке русского реализма. Самым известным его произведением является роман «Герой нашего времени». Произведение написано рукою зрелого мастера, который много чего видел в своей жизни. Роман имеет сложную, но интересную композицию.

Части «Героя нашего времени» разные за жанром, соединяются общей идеей и образом главного героя. Для того чтобы раскрыть его, автор использует много художественных приемов. Одним из самых интересных и эффективных является пейзаж. Конечно, этот прием более характерный для романтических произведений, но Лермонтов смог ввести его в свой реалистический роман и отвести ему одну с главных ролей.

В первой же сцене произведения появляется романтическая природа Кавказа. С этим местом Лермонтов связывает свои воспоминания, для него здесь все живо. Начинается роман не со знакомства с главным героем, а с Койшаурской долины: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…». В главе «Тамань» перед нами постает необычайно красивое море. Оно бушует и вырывается за пределы. Это полностью романтический образ, который сравнивается с жизнью главного героя. Бытие Печорина мы также можем сравнить с морем. Оно такое же неспокойное и волнистое.

Но природа в романе выступает не только фоном главных событий, она также исполняет иные функции. В роли одной из них природа влияет на события и сюжетную линию. Так, например, Печорин задерживается на свидании с Верой из-за грозы. В одной из записей дневника герой говорит о том, что воздух побуждает его к любовным ощущениям, что наверняка все романы завязывались именно здесь. Буря – это время, когда можно отдохнуть от дел и окунуться в тихие мирные рассказы. Именно в такое время непогоды Максим Максимыч ведет свою повесть о Бэле и Печорине.

Пейзажи Лермонтова дают полную характеристику персонажей. Только сильные люди могут чувствовать свою связь с природой, слабые обделены в этом плане. Они часто бросают этот мир суеты и уезжают восстанавливаться на лоне природы. Печорин периодически пишет в своем дневнике о солнце, горах и степи. Для него природа – это не только место отдыха, но и одна из самых больших радостей жизни. Образ Бэлы также красочно раскрывается через природу. Ей достаточно было увидеть родные горы, чтобы успокоиться и почувствовать себя в безопасности.

Пейзаж также выступает в роли психологической характеристики персонажа. Особо ярко это проявляется в эпизоде с дуэлью Печорина и Грушницкого. С утра Печорину казалось, что все будет хорошо, поэтому он видел перед собой чистое и спокойное небо. Чем ближе к дуэли, тем больше он начинал волноваться, а на небе соответственно появлялись тучи. Когда же дуэль закончилась, он видел перед собою труп Грушницкого и тусклое холодное солнце с мертвыми лучами.

Также пейзаж готовит читателя к тому, что будет происходить в следующем эпизоде. С описания природы становится понятным дальнейшее настроение произведения. Перед тем, как Печорин должен был встретиться с Верой, мы видим угнетающий предгрозовой пейзаж. Он показывает нам волнения и напряжение, которое ожидает читателя в следующей сцене, где Печорин трепетно проявляет свои чувства. Перед тем, как Печорин поссорился с Грушницким, на чистом небе появляется облако. Природа как будто бы предупреждает о том, что следующий эпизод будет очень напряженным.

Картины природы часто наводят персонажей на философские мысли. Когда Печорин смотрит на яркое солнце и безоблачное небо, он думает о жизненных целях. Этими размышлениями Лермонтов приближает героя к себе. Он тоже часто впадал в философию, созерцая природу: «Утро свежее и прекрасное. Золотые облака громоздятся на горах, как новый ряд воздушных гор. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?.. Луна тихо смотрит на беспокойную, но покорную ей стихию». Философский пейзаж раскрывается на примере звездного неба. Печорин заглядывается на него и думает о том, какое же бездонное оно и какой же маленький человек по сравнению с этим звездным небом. Вскоре на нем появляется месяц. Его огненный цвет является предзнаменованием чего-то плохого.

Печорин тонко чувствует и воспринимает естественность жизни. Он мечтает о слиянии с природой, но, к сожалению, в этом судьба ему не покорна. Для таких людей природа является неотделимой частью жизни. Они далеки от цивилизации, но близки к естественной среде.

Лермонтов мастерски описывает богатство природного мира, используя все возможные средства литературного мира. Пейзаж в романе раскрывает характеры героев, их мысли и переживания, помогает понять глубину идейной стороны произведения. Также природа в романе пробуждает нас к собственным философским размышлениям о жизни и нашей роли в этом мире.

Поделиться с друзьями
Ольга Серая

Учитель украинского языка и литературы, зарубежной литературы и художественной культуры. Моя жизнь - книга, а я в ней - литературный персонаж.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий