В «Слове о полку Игореве» природе отводится особое место в жизни героев произведения. Это не просто пейзажные зарисовки. У природы в «Слове…» несколько задач. С помощью природных явлений, животных и птиц создаются образы героев произведения. Природа – своеобразное слово автора, его отношение к происходящему, он как бы говорит через нее. Но еще природа – это центральный образ в «Слове о полку Игореве», едва ли не главный герой, который принимает непосредственное участие в жизни людей, сопутствуя всем их деяниям. Это покровитель, защитник и родитель, оберегающий своих детей от несчастий. Она союзник и сторонник русского войска.
Во времена написания «Слова…» человек не отделял себя от природы, потому и старался прислушаться к ее знакам, которые и удивляли, и пугали одновременно. Автор единством с природой человека в произведении призывает и русских людей объединиться и жить в согласии друг с другом. Неслучайно в «Слове…» так часто встречаются языческие образы, которые тоже органично вплетены в повседневную жизнь людей, их чувства и переживания. Поэтому и плач Ярославны звучит не в момент пленения Игоря, а непосредственно перед его спасением. Это не просто плач, это заклинание, на которое откликается природа и покровительствует человеку, оберегает и помогает.
Автор, объединяя с природой, часто сравнивает человека с птицами и животными, создавая яркие образы героев через аллегорию. Причем животные выражают и темные, и светлые стороны.
Во всем многообразии предстает перед читателем образ князя Игоря. Автор сравнивает его с горностаем-белкой, таким же проворным и стремительным; с гоголем, надменным, гордым, осанистым; с ветром, когда скакал на коне. Представлен Игорь и серым волком, который может быть и отрицательным, и положительным героем в русской сказке. Но князь наделен волчьими силой и отвагой, нужными для победы над врагом и защиты Руси.
Автор называет Игоря соколом, желающим победить половцев раз и навсегда, чтобы прекратить вражеские нападения на родную землю. В образе сокола – честь и отвага настоящего патриота, он вьется над землей, защищая Русь. И сокол же – милый сердцу Ярославны муж. Именно так издревле называли девушки любимых.
Наделяет автор «Слова о полку Игореве» чертами живого и неживого мира и Ярославну. Чечеткою она летит спасать князя, кричит так же отрывисто и громко, страдая по мужу. Словно кукушка, рыдает переполненная страданиями Ярославна над телом Игоря, пытаясь оживить его. И лебедем она кличет о помощи.
Изображен и певец Баян соловьем, пение которого растекается по слуху людей. Злой полович, что черный ворон, хан Гзак – серый волк.
Природа, по замыслу автора, живет с героями, сочувствует им, помогает, принимает участие во всех их деяниях. Она, как заботливая мать, оберегает Игоря от несчастий, посылая ему солнечное затмение как предупреждение об опасности. И когда князь противится страшному предзнаменованию, продолжая свой поход на половцев, природа продолжает указывать ему на неверное решение, сопровождая поход шумом деревьев сильными порывами ветра, дикими криками птиц и зверей.
Первая битва выиграна, войско ликует, князь, одухотворенный победой, готовится к главному бою. Но не жаждет этого природа и, рефреном повторяя просьбу прекратить кровавую битву, погружает войско Игоря во мрак, снова пытаясь оградить его от несчастий. Страшным зрелищем предстает природа перед людьми: гудит земля под ногами воинов, тучи затягивают небо, солнце меркнет. В этих образах предстает перед читателем трагичность судьбы людей. Все вокруг предвещает беду.
Очень динамична природа в спасении князя Игоря из плена. Действия всех участников сплоченные и слаженные. На фоне абсолютной тишины в ночь побега сменяются один за другим образы. Дятлы стучат по дереву, указывая путь Игорю, чайки и утки своим криком предупреждают его об опасности, а река Донец прячет Игоря от пустившихся в погоню половцев. Характерно то, что все вокруг замирает, оставляя князю только значимые звуки. Это ли не действия разумного человека? Но уж когда Игорь возвращается домой целым и невредимым, тогда и солнце показывается из-за туч, и птицы начинают петь весело, и все вокруг расцветает и ликует, сливаясь и смешиваясь в радостных звуках.
Природа в «Слове о полку Игореве» очень символична. Кроме животных–символов есть еще и символы неживой природы. Противопоставление света и тьмы представлено характерной символикой. Солнце – символ добра и света, сопровождается миром и добротой, помощью человеку. Тьму символизируют звуки и цвета войны, битвы: гремит гром, наступает тьма, завывает грозно ветер. Дополняют картину поникшая трава, погнутые деревья, черные птицы, которые считались предвестниками беды, кровавой водой в реке. Символично солнечное затмение вначале, символично и то, что померкли два солнца, затмил символ света двух младших князей. Если в начале «Слова…» и на протяжении всего произведения солнце меркнет, затягивается тучами, то в конце этот символ оптимистичный и жизнеутверждающий.
Несомненно, автору прекрасно удалось передать картину мира русского человека своего времени. Но главная мысль в том, что родная природа – мудрая, человечная, милосердная хранительница земли своей. Она во всем, и все в ней, ее задача — призвать власть к прекращению кровопролитной и братоубийственной войны, начать жить в мире и взаимной любви.