Проблемы в комедии «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

Проблемы в комедии «Недоросль» (Д.И. Фонвизин) Сочинения по литературе

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое сочинение по литературе на тему «Проблемы в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», в котором раскрывается проблематика произведения.

Комедия Д. И. Фонвизина не теряет актуальности. В чем ее секрет? Автор затронул в ней вечные вопросы, которые волнуют общество во все времена.

 Фонвизин вместе со своими героями решает социальные проблемы, которые касаются  образования, воспитания, семьи, брака, места человека в обществе. В центре изображения находится семья Простаковых. Они помещики, владеющие деревней с крепостными душами. Г-жа Простакова – грубая, своевольная дама. Она управляет всем имением, муж находится у нее под каблуком. Их сын Митрофанушка – свет в окне, она в нем души не чает.

Тема воспитания и образования является главной в комедии. С первых страниц автор дает это понять. Г-жа Простакова отчитывает портного Тришку, который плохо сшил кафтан Митрофанушке. Защищаясь, Тришка приводит аргумент, что любому делу нужно учиться, в том числе и хорошо шить. Простакова недоумевает, кто же учил первого портного. На что Тришка отвечает, что он и шил, возможно, хуже него.

Осуждая невежество, грубость, жестокость крепостников, Фонвизин беспокоится о подрастающем поколении. В этом заключается смысл названия комедии. Митрофанушка растет достойным преемником своей матери. Он не образован и не хочет учиться.

По царскому указу все недоросли, каковым и является Митрофан, должны быть обучены разным наукам. Родителям пришлось подчиниться, мать наняла сыну разных учителей. Их фамилии являются говорящими: Кутейкин, Вральман, Цыфиркин. Г-жа Простакова считает, что учителя не должны быть строги с учеником. Она объясняет сыну, что ему нужно учиться только для виду. Пользы в учении помещица не видит. Митрофан от природы не обделен умом, но тот образ жизни, который ведут Простаковы, не предполагает развития в нем стремления к познанию.

Образование Митрофанушки дает результаты, которые выглядят комично. Достаточно вспомнить, как проходят уроки. Влияние Простаковой заметно с самого начала, когда Митрофан обращается к учителю: «Давай доску, гарнизонна крыса!» Грубость он впитал с молоком матери. Вмешиваясь в образовательный процесс, помещица проповедует сыну правила жизни: «Деньги нашел, ни с кем не делись; денег нет – что считать? Деньги есть, сочтем и без науки». Митрофанушке такое образование больше по нраву.

Экзамен, который проводил Правдин, показывает полное невежество недоросля. Грамматику Митрофан перекроил на свой манер. Определяя части речи, он считает, что слово «дверь» может быть как именем существительным, так и прилагательным. Если к месту приложена, навешена на петли, то она является прилагательным, если возле сарая стоит, «так та покамест существительна».

С темой образования связаны нравственные проблемы. Семья Простаковых не является уникальной. Нравы, царящие в ней, скорее типичны для того времени. Они ярые крепостники, жестоко обращаются с крепостными. Основная цель – стяжательство, накопительство. Чтобы разбогатеть, Простаковы-Скотинины не остановятся ни перед чем. Узнав о том, что бедная родственница Софья неожиданно стала богатой наследницей, Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофана. Ее не интересует, что у девушки уже есть жених. Она привыкла лгать: Правдину она рассказывает о том, как учится Митрофан, «из-за книги не встает по суткам».

Итог комедии закономерен. Г-жу Простакову лишают имения за жестокое отношение с крестьянами. Она бросается к Митрофану за утешением. Сын отворачивается от нее со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Простакова получила в свой адрес то, чему она учила Митрофана. Она все делала для его счастья и удовольствия, а он в трудный момент отмахнулся от нее, как от назойливой мухи. Все названые проблемы объединяются проблемой нравственного упадка поместного дворянства.

Н. В. Гоголь говорил, что комедия похожа на «чудовищную карикатуру», на самом же деле «все взято живьем с природы…». Сейчас трудно представить времена, которые изображает Фонвизин в пьесе. Наиболее близкими являются проблемы воспитания и образования. И сейчас находятся люди, которые получают образование только для вида. Подводя итог можно сказать, что ряд проблем, которые Фонвизин поднимает в комедии, актуальны и в наше время.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий