Сочинение: Против чего направлен рассказ «После бала»? (по рассказу Л.Н. Толстого)

Против чего направлен рассказ «После бала»? (по рассказу Л.Н. Толстого) Сочинения по литературе

Поняв, против чего направлен рассказ Л.Н. Толстого «После бала», читатель самостоятельно сделает вывод об авторской позиции. Писатель не навязывает своей точки зрения, избегает назидательности, а лишь направляет нас.

Автор яркими красками рисует два события одной ночи. Условно мы можем назвать их «На балу» и «После бала». Они резко противопоставлены друг другу. И хотя вторая часть меньше по объёму, именно она главная для понимания идеи рассказа.

Герой видит ужасный случай: солдата-татарина за побег избивают палками, проводя через строй. Л.Н. Толстой довольно сдержанно выражает своё мнение, предоставляя возможность самостоятельно оценить поведение полковника, только что танцевавшего на балу с дочерью, а после этого на плацу руководившего наказанием.

Так, вначале полковник Б. представлен нам, как «красивый, статный, высокий и свежий старик». Писатель использует эпитеты «ласковый», «радостный», «блестящий», подчёркивая восхищение отцом, танцующим с дочерью. Не только герой, но и все присутствующие на балу умиляются этой сцене: «Вся зала следила за каждым движением пары».

И буквально несколько часов спустя мы видим совсем иную картину. «Высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым» — «спотыкающимся», «корчившимся». Теперь военный нам неприятен: раздутые щёки, оттопыренная губа, «самоуверенный и гневный голос», смотрит он «грозно и злобно». Но самое страшное, что для него это обыденное дело. Полковник Б. идёт «твёрдой походкой», не забывая глядеть себе под ноги.

Помогают передать разное настроение двух эпизодов и используемые писателем цвета. На балу царит белый: белые плечи хозяйки, белые перчатки, башмачки и платье Вареньки. Так автор подчёркивает чистоту, наивность самого героя — Ивана Васильевича. Как известно, белый цвет — это смешение всех оттенков: так и в душе героя одновременно много чувств (умиление, восхищение, благодарность, любовь).

И вот умиротворение рассыпается на множество красок: «я увидал… что-то большое, чёрное», «много чёрных людей», «что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное». А белые усы и зубы полковника смотрятся здесь, на плацу, каким-то инородным пятном, фальшивым, как и он сам, почти кощунственным. В душе Ивана Васильевича недоумение, неловкость, стыд, тоска.

Герой за короткий отрезок времени проходит от ослепления до прозрения. И понимает, что в мире не всё гармонично. То, что на виду, не всегда соответствует тому, что скрыто в человеческой душе.

Поддерживают это впечатление и звуки: весёлая кадриль, бойкая мазурка и «какая-то другая, жёсткая, нехорошая, музыка», «неприятная, визгливая мелодия». Они настолько разные, что ещё раз подчёркивают мерзость сцены на плацу.

И всё ничего, если бы метаморфозы не происходили с одним человеком. Как же жестокость по отношению к подчинённым уживается с отцовской любовью? Кто виноват в этом? И здесь Л.Н. Толстой не даёт однозначного ответа.

Может, это самодержавный режим, убивающий в человеке всё хорошее. Действительно, писатель разоблачает социальную несправедливость николаевской России: ложные представления о долге, достоинстве, чести искажают натуру человека. Неужели существует какая-то другая правда, позволяющая до смерти забивать солдата — пусть и виновного в побеге, но человека?

Может, это издержки профессии, поэтому подобная жестокость для военного в какой-то мере оправдана. Ведь полковник просто следует закону (система наказаний придумана не сейчас и не им). Однако герой не принял такую позицию и передумал поступать на службу, как хотел прежде. Более того, не только на военную, но и на гражданскую, вероятно, понимая, что любая власть калечить душу человека.

Но за злободневностью в настоящем произведении искусства всегда стоят вечные проблемы. Это борьба Добра и Зла в душе человека. Поэтому, отвечая на вопрос, против чего же направлен рассказ «После бала», можно сказать: «Против насилия, которое разрешает себе сам человек». Против подавления личности. Против угнетения слабых.

Великий гуманист, Л.Н. Толстой всегда на стороне человека, считая честь и достоинство главными ценностями. Автор хочет донести до читателя мысль, что в любой ситуации важно оставаться человеком, не унижать достоинство других, быть справедливым.

А будет ли наказание? Да, и оно неизбежно. Зло, поразившее полковника, отразилось на его дочери: «любовь с этого дня пошла на убыль». Так отец разрушил счастье ребёнка. Поэтому всегда стоит помнить: мы и только мы сами в ответе за свои поступки.

Поделиться с друзьями
Елена Лысенко

Учитель учится всю жизнь. Только тогда он имеет право учить. Давайте вместе искать ответы на сложные вопросы?!

Оцените автора
( 6 оценок, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий