Поняв, против чего направлен рассказ Л.Н. Толстого «После бала», читатель самостоятельно сделает вывод об авторской позиции. Писатель не навязывает своей точки зрения, избегает назидательности, а лишь направляет нас.
Автор яркими красками рисует два события одной ночи. Условно мы можем назвать их «На балу» и «После бала». Они резко противопоставлены друг другу. И хотя вторая часть меньше по объёму, именно она главная для понимания идеи рассказа.
Герой видит ужасный случай: солдата-татарина за побег избивают палками, проводя через строй. Л.Н. Толстой довольно сдержанно выражает своё мнение, предоставляя возможность самостоятельно оценить поведение полковника, только что танцевавшего на балу с дочерью, а после этого на плацу руководившего наказанием.
Так, вначале полковник Б. представлен нам, как «красивый, статный, высокий и свежий старик». Писатель использует эпитеты «ласковый», «радостный», «блестящий», подчёркивая восхищение отцом, танцующим с дочерью. Не только герой, но и все присутствующие на балу умиляются этой сцене: «Вся зала следила за каждым движением пары».
И буквально несколько часов спустя мы видим совсем иную картину. «Высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым» — «спотыкающимся», «корчившимся». Теперь военный нам неприятен: раздутые щёки, оттопыренная губа, «самоуверенный и гневный голос», смотрит он «грозно и злобно». Но самое страшное, что для него это обыденное дело. Полковник Б. идёт «твёрдой походкой», не забывая глядеть себе под ноги.
Помогают передать разное настроение двух эпизодов и используемые писателем цвета. На балу царит белый: белые плечи хозяйки, белые перчатки, башмачки и платье Вареньки. Так автор подчёркивает чистоту, наивность самого героя — Ивана Васильевича. Как известно, белый цвет — это смешение всех оттенков: так и в душе героя одновременно много чувств (умиление, восхищение, благодарность, любовь).
И вот умиротворение рассыпается на множество красок: «я увидал… что-то большое, чёрное», «много чёрных людей», «что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное». А белые усы и зубы полковника смотрятся здесь, на плацу, каким-то инородным пятном, фальшивым, как и он сам, почти кощунственным. В душе Ивана Васильевича недоумение, неловкость, стыд, тоска.
Герой за короткий отрезок времени проходит от ослепления до прозрения. И понимает, что в мире не всё гармонично. То, что на виду, не всегда соответствует тому, что скрыто в человеческой душе.
Поддерживают это впечатление и звуки: весёлая кадриль, бойкая мазурка и «какая-то другая, жёсткая, нехорошая, музыка», «неприятная, визгливая мелодия». Они настолько разные, что ещё раз подчёркивают мерзость сцены на плацу.
И всё ничего, если бы метаморфозы не происходили с одним человеком. Как же жестокость по отношению к подчинённым уживается с отцовской любовью? Кто виноват в этом? И здесь Л.Н. Толстой не даёт однозначного ответа.
Может, это самодержавный режим, убивающий в человеке всё хорошее. Действительно, писатель разоблачает социальную несправедливость николаевской России: ложные представления о долге, достоинстве, чести искажают натуру человека. Неужели существует какая-то другая правда, позволяющая до смерти забивать солдата — пусть и виновного в побеге, но человека?
Может, это издержки профессии, поэтому подобная жестокость для военного в какой-то мере оправдана. Ведь полковник просто следует закону (система наказаний придумана не сейчас и не им). Однако герой не принял такую позицию и передумал поступать на службу, как хотел прежде. Более того, не только на военную, но и на гражданскую, вероятно, понимая, что любая власть калечить душу человека.
Но за злободневностью в настоящем произведении искусства всегда стоят вечные проблемы. Это борьба Добра и Зла в душе человека. Поэтому, отвечая на вопрос, против чего же направлен рассказ «После бала», можно сказать: «Против насилия, которое разрешает себе сам человек». Против подавления личности. Против угнетения слабых.
Великий гуманист, Л.Н. Толстой всегда на стороне человека, считая честь и достоинство главными ценностями. Автор хочет донести до читателя мысль, что в любой ситуации важно оставаться человеком, не унижать достоинство других, быть справедливым.
А будет ли наказание? Да, и оно неизбежно. Зло, поразившее полковника, отразилось на его дочери: «любовь с этого дня пошла на убыль». Так отец разрушил счастье ребёнка. Поэтому всегда стоит помнить: мы и только мы сами в ответе за свои поступки.